Вторник, Май 30, 2017

Здравствуйте, уважаемый посетитель! Если Вы хотите высказать свое мнение или задать вопрос, попросить совета или поделиться опытом работы, тогда посетите наш ФОРУМ!

 


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 [5 Голоса (ов)]

психологический портрет ребенка 4 лет, психологический портрет ребенка 4 5 лет, психологический портрет ребенка 3 4 лет, ребенок 5 лет психология, психология детей 4 5 летПятый год жизни - период активного формирования у ребенка  познавательной деятельности, в частности ее мотивационного и операционного компонентов. Это время, когда развивается активный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающего мира, когда он становится любознательным. Особенности развития  психологии детей 4 года жизни смотрите здесь.

Пятый год жизни в периоде дошкольного возраста называют средним дошкольным. Этот период развития ребенка отмечен существенными изменениями в его характере, деятельности, протекании психических процессов, отношениях с окружающими и тому подобное.

На пятом году жизни сюжетно-ролевая игра остается ведущим видом деятельности ребенка и достигает более высокого уровня развития, чем на четвертом году жизни. Во время игры ребенок воспроизводит не только мир взрослых, но и отношения между ними. Он умеет выделять правило, а подчинение ему само собой приобретает для него новый смысл. Появляются доминантные установки:

- престижные (эгоистические);

- альтруистические;

- направленные на достижение успеха.

Особенности развития познавательной сферы

На пятом году жизни ребенка происходит постепенный переход от поверхностного восприятия отдельных разрозненных предметов и явлений к познанию их взаимосвязей, взаимоотношений. Особенностью познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное взаимодействие практических, пробных и интеллектуальных действий.

Представленный в наглядно-действенном плане опыт, который приобретает ребенок в процессе решения задач, является питательной почвой для перехода к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому мышлению. Такой переход происходит на основе совершенствования зрительно-двигательной и ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка.

На пятом году жизни восприятие становится осмысленным, целенаправленным, аналитическим процессом. Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Ребенок учится различать основные цвета, овладевает набором эталонов форм предметов. Совершенствуется представление ребенка о соотношении предметов по размерам: ширине, высоте, длине. Ребенок может «на глаз» устанавливать отношения между пятью предметами по этим параметрам. Активно формируется пространственное восприятие. Оно согласуется с практическими действиями, которые являются фундаментом для формирования различных действий обследования. Действия обследования являются операциональным компонентом перцептивной деятельности и важнейшим показателем успеха ребенка. По-прежнему, ребенок лучше воспринимает и запоминает те объекты, с которыми он взаимодействует, особенно его интересуют их функциональные признаки.

Развитие мышления ребенка

В то же время для мышления ребенка пятого года жизни свойственна хаотичность. Ребенок еще не способен соединить отдельные «достижения» своих размышлений в целостный продукт. Но ему вполне доступно познание предметов и явлений в различных взаимосвязях. Специальные экспериментальные исследования и ведущий педагогический опыт доказали, что именно такие знания являются универсальным средством развития мыслительной деятельности ребенка. Усвоение системы знаний требует от ребенка умения активно использовать имеющийся опыт для осмысления новой информации.

Решающее значение в процессе развития мышления ребенка играет мастерство взрослого в побуждении ребенка к выборочной активизации имеющихся знаний каждый раз в новом аспекте в соответствии с конкретной ситуацией. Опыт такой деятельности у ребенка пятого года жизни постепенно приводит к качественно новому подходу к анализу предметов и явлений окружающего мира. Ребенок каждый раз открывает для себя новые аспекты уже знакомых объектов, проникает в их новые связи. Именно здесь зарождается общее творческое отношение ребенка к действительности, а познавательная деятельность приобретает творческий характер.

Развитие процессов памяти

Особенно интенсивно в ребенка пятого года жизни развивается память. Она занимает ведущее место в расширении опыта познания ребенком окружающего мира и ориентации в нем.

У ребенка появляется потребность в произвольном воспроизведении, а затем и произвольном запоминании. С помощью взрослых он начинает овладевать простым приемом произвольного запоминания - повторением. Увеличивается объем того, что ребенок способен запомнить. Например, когда ребенок пересказывает сказку, он не только воспроизводит основные события, но и прибегает к подробностям, передает прямую и авторскую речь. Для развития памяти ребенка важнейшим являются:

речевое общение;

прослушивание литературных произведений;

сюжетно-ролевая игра.

Развитие воображения

На пятом году жизни ребенка активно развивается его воображение, тесно связанное с перцептивными действиями. Постепенно ребенок учится отличать свои мысленные образы от самих предметов, обозначать их словом, переносить их функции на другие предметы. Становятся заметными первые попытки управлять собственными образами, изменять их в соответствии со своим замыслом.

Воображение ребенка развивается в тесной взаимосвязи с речью. Ведь именно речь способствует формированию представлений о предмете и позволяет ребенку представить предмет, которого он не видит. Ограниченное развитие речевой деятельности ребенка однозначно тормозит и развитие его воображения.

Под влиянием речевого общения со взрослыми у ребенка появляются первые образы произвольного воображения: во время рисования на предложенную тему или во время коллективной игры. Особенно ярко проявляется и в то же время развивается воображение в сюжетно-ролевых играх и в играх-драматизациях. Например, когда ребенок рассказывает известные произведения, он наделяет персонажей новыми чертами, действиями, делает первые попытки изменить авторский текст.

Важное значение для развития воображения ребенка имеет любая продуктивная деятельность, особенно конструирование. Конструирование - один из самых важных средств формирования у ребенка универсальной способности к любой деятельности. В конструировании проявляется способность ребенка к творчеству, оно становится средством его самовыражения.

На пятом году жизни ребенок проявляет устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Расширяется диапазон образов природы, людей, животных, игрушек, которые ребенок стремится воспроизвести. Заметно совершенствуются рисунки ребенка. Благодаря развитию координации движений изображения предметов, фигур становятся узнаваемыми по определенным признакам. Появляются первые, хотя и схематичные, простые сюжеты, преобладают линии, пятна, мазки. Ребенок стремится создавать предварительно задуманный образ (в рисунке, лепке, аппликации или конструировании). Понятно, что такие замыслы ребенка еще неустойчивые, впрочем, четко рассказать, что у него получилось на рисунке, в строении или лепке, он способен.

Неповторимый период «почемучки»

Пятый год жизни ребенка - это новая, качественно высокая ступень развития его познавательной потребности, которая является внутренним источником познавательной активности. В настоящее время внимание ребенка из отдельных предметов, их названий и свойств направляется на соотношение и связи между ними. Ребенок начинает фокусировать внимание на действиях с предметами, замечать их причины и последствия, он заинтересовывается взаимодействием предметов в окружающем мире, у него возникают вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Откуда?», «Как это произошло?» и т.д. Именно поэтому ребенка пятого года жизни часто называют «почемучкой».

Особая роль взрослого в этот период развития ребенка - правильно реагировать на его «Почему?». Чтобы стимулировать ребенка к самостоятельному поиску ответа, взрослому стоит давать развернутые, серьезные, вдумчивые, правдивые ответы. В таких ответах ребенок должен чувствовать значимость своих вопросов, а взрослый - проявлять положительное отношение к интересам ребенка. Стоит специально формировать у каждого ребенка желание и умение спрашивать и искать собственный ответ на вопрос.

Особого внимания требуют вопросы ребенка, которые возникают при решении им познавательных задач, которые свидетельствует о его стремлении осознать причинно-следственные связи. Такие вопросы имеют важное значение, поскольку:

- эффективно влияют на совершенствование процесса познания;

- направляют умственные действия на поиск правильного решения;

- упорядочивают мыслительные процессы.

Итак, появление у ребенка пятого года жизни обобщений помогает ему понять причинно-следственные связи, которые он выражает в суждениях, его высказывания все больше касаются познавательной деятельности и ситуации познания. Ребенок почти синхронно действует и говорит о том, что делает. Его высказывания будто завершают отдельные этапы познания. Это является средством мышления и непосредственного включения в познавательную деятельность. В речи ребенка также фиксируются основные существенные моменты познавательной задачи. Это своеобразный мостик для перехода на новый уровень: возможность разворачивать интеллектуальное воздействие в речевом пространстве отвлеченно от практической ситуации.

Особого внимания со стороны взрослого требует работа с литературными произведениями. Полноценное восприятие литературного текста на пятом году жизни ребенка является особым взаимодействием его практической и игровой деятельности.

Чтобы по-настоящему понять художественное произведение, ребенок должен прослушать, просмотреть в рисунках, несколько раз «прочитать» книгу руками, проговорить отдельные части текста для себя и для других, найти среди игрушек персонажей произведения, проиграть с ними отдельные ситуации, «примерить» к реальной жизни интересные моменты произведения. Работа над художественным произведением должна стать творческим процессом, в котором ребенок - главное действующее лицо. Только при таких условиях и складываются механизмы восприятия художественного текста, осознание единства содержания и смысла произведения.

К концу пятого года жизни ребенок уже способен:

- эмоционально целостно воспринимать художественное произведение;

- делать попытки манипулировать отдельными эпизодами;

- строить на основе определенных эпизодов игровые сюжеты;

- сочетать разных героев в собственных творческих замыслах;

- различать основные литературные жанры;

- выделять отдельные выразительные средства и понимать их смысловую нагрузку.

Опыт работы с художественными произведениями формирует у ребенка пятого года жизни избирательное отношение к жанру, отдельному произведению, тем или иным сюжетам, персонажам и тому подобное. Ребенок стремится снова и снова читать любимые книги. Иногда стоит ему вспомнить определенное слово или образ из книги, и он начинает, например, петь от имени Колобка, говорить от имени Волка, ходить, как волшебная фея и тому подобное.

Коммуникативно-речевое развитие

Достижения коммуникативно-речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста позволяют ему решать сложные социальные, когнитивные и лингвистические задачи.

Речевые характеристики возраста

Речь имеет ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка пятого года жизни. При назывании признаков предметов, ребенок одновременно выделяет их. Обогащение речи ребенка словами, означающими качества предметов, связи и отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

На пятом году жизни отрабатываются навыки точно употреблять слова-определения во время специальных дидактических игр, направленных на развитие сравнения, обобщения, классификации, ведь основная их ориентация - познание предмета, уточнение его качеств и свойств, правильное их определение словом. Мастерство взрослого может стимулировать познавательную активность каждого ребенка следующими способами:

- Предоставление ребенку роли ведущего в игре;

- Предварительная подготовка к новой игре;

- Введение игрового персонажа, роль которого выполняет ребенок и действует от его имени и тому подобное.

В этот период активизируется также использование обобщенных представлений о предметах и ​​явлениях. Ребенок постепенно избавляется от зависимости непосредственных контактов с окружающими предметами. Он уже может четко выразить, какой предмет хочет получить, какую игрушку потерял и т.п. Появляются попытки выразить свои представления, образно представить замысел-просьбу.

Когнитивно-лингвистические достижения

Когнитивно-лингвистические достижения ребенка этого периода связаны с усвоением отношений «человек - ситуация», «языковая форма - значение». Эти базисные образования, воспринимаются как единство слова вместе со значением объектов ситуации общения, обеспечивающие успешность взаимодействия ребенка с окружающими. Вероятность успеха контактов с ним зависит от усвоения указанных отношений. Благодаря им ребенок отвечает на вопросы относительно характеристики отношений людей в общении: «Кто?», «Кому?», «Где?», «Зачем?», «Что говорит?» и др.

Повышение когнитивной сложности речевого поведения, активность взаимодействия с окружением в различных видах деятельности обусловливают стремительное пополнение словарного запаса ребенка на пятом году жизни. Возникает потребность разъяснять и растолковывать слова ребенку, образовывать вместе новые. Дальнейшее развитие когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) позволяет ребенку среднего дошкольного возраста сделать язык и речь объектом осознания. Скоротечный характер словообразования указывает на естественность этого явления в речевом развитии ребенка пятого года жизни.

Произвольность поведения ребенка

В период среднего дошкольного возраста психические процессы ребенка постепенно приобретают признаки произвольности. Благодаря этому все больше желаний ребенка переходит в его намерения.

Особенностью поведения ребенка этого возраста является то, что он имеет намерения и стремится сразу их реализовать, сократить время, необходимое для обдумывания, но не осознает путей и средств реализации этого намерения. Когда ему нужно длительное время действовать по намерению, то для его поддержки необходимы вспомогательные побуждения со стороны взрослого. В этом и проявляется недостаточная сознательная регуляция ребенка. Он не может рассуждать, анализировать проблему с разных сторон, ему легче отказаться от желаемого будущего.

На пятом году жизни ребенок начинает применять собственную речь для планирования своих действий. Он отмечает: «Буду рисовать лес. Нарисую много деревьев, а затем зайчика». Или так: «Посажу цветы и буду поливать, чтобы быстрее выросли».

Также ребенок пятого года жизни начинает использовать речь для руководства своими действиями. Когда он выполняет свои действия, то в основном говорит вслух. Существование речи, обращенной к себе при достижении цели, свидетельствует о недостаточном развитии регулятивной функции в отношении собственных действий.

Планирование у ребенка является сложной задачей и требует мобилизации умственных усилий. Надо учить его предварительно определять способ своих действий. Умение ребенка определить свои будущие действия, рассказывать о них, не только положительно влияет на достижение им цели, но и помогает постепенно избавиться импульсивности в поведении.

Важно научить ребенка обдумывать последовательность выполнения работы, заранее выбирать необходимый материал и орудия выполнения действия. Целесообразно обсуждать с ним замыслы, создавать возможность выбирать определенные средства из многих вариантов. Помогут следующие вопросы: «Как ты хочешь это сделать и почему?», «А как можно сделать иначе?», «А как лучше?», «А как я сделала, угадай?», «А почему бы я так поступила?» и др.

В среднем дошкольном возрасте повышается устойчивость намерений ребенка благодаря овладению ею средствами для их осуществления, приобретению практических умений и навыков. Возрастает способность к волевым усилиям, а, следовательно, начинает развиваться произвольное поведение. Свои волевые усилия ребенок пятого года жизни может направлять не только на активизацию действий, но и на их торможение. У ребенка появляется сознательный контроль своей динамической активности. Однако этот контроль еще несовершенен и имеет ограниченный характер. Лучших успехов ребенок достигает во время игры, когда он берет на себя соответствующую роль. Хотя и такой контроль недостаточно осознанный, ибо игра еще имеет аффективный характер.

Для содержания цели для ребенка этого возраста требуется внешняя поддержка. Наиболее действенными способами руководства поведением и деятельностью ребенка пятого года жизни являются:

- демонстрации образца;

-указания;

- объяснения;

- напоминание.

Опосредованное руководство также осуществляют путем предоставления действиям ребенка определенного смысла, поддержки и поощрения его усилий. При корректировке действий ребенка вместо прямых указаний следует применять наводящие вопросы, которые заставляли бы его размышлять, искать выход из затруднительного положения. Под влиянием такого стимулирования мысли и действия ребенка станут более самостоятельными.

Эмоциональная сфера

На пятом году жизни усложняется содержание эмоциональной сферы ребенка:

- появляется способность различать истинные и внешние проявления переживаний, понимать переживания других и связывать их с определенными действиями;

- происходит дифференциация эмоций, ребенок активно усваивает не только «язык» чувств, но и начинает проявлять свое отношение к действительности в своих рисунках, зданиях из конструктора, позах, интонациях, движениях и в выборе партнеров по общению.

Важным новообразованием в эмоциональной сфере ребенка пятого года жизни является его способность к эмоциональной децентрации, что является умением встать на позицию другого человека, почувствовать, как он себя чувствует, проявить сочувствие, соучастие и др. Развитие социальных эмоций приводит к появлению нового содержания побудительных мотивов в поведении ребенка пятого года жизни, то есть он начинает понимать, как нужно поступать в определенной ситуации.

Личностная сфера

Процесс становления личностных образований психики ребенка - особенно индивидуализированное явление, требует личностно-ориентированного педагогического подхода взрослого. Параллельно с познанием окружающей среды ребенок познает и самого себя. Особое значение при этом приобретают оценочные суждения взрослых, которые являются мощным источником переживания.

Основными новообразованиями личностной сферы ребенка пятого года жизни являются:

- углубление осознания ребенком образа себя: выстраивается структура Я, появляются изменения в структуре образа себя, под влиянием оценочного отношения окружения познавательный компонент образа Я приобретает новое качество, знания и представления ребенка о самом себе систематизируются и конкретизируются;

- усиление действия функций образа Я: проявляется стабильное социально-познавательное самопринятие, охрана и сохранение достигнутого уровня самоуважения, дифференциация и обобщение ребенком личностного опыта повышается уровень самооценки и предсказания оценочного отношения со стороны окружающих, а также функция самоутверждения;

- образ Я: ребенок начинает оценивать себя глазами других людей, учится анализировать свои поступки «со стороны», принимать решения, учитывать при этом возможную реакцию на свои действия со стороны партнеров по общению.

Ребенок учится считать свои реальные успехи в том или ином виде деятельности, обобщать и классифицировать собственные поступки в соответствии с нормами и правилами, которые регулируют поведение ребенка среднего дошкольного возраста, то есть начинает формироваться рефлексивное я.

Функционирование указанных новообразований Я-образа опосредствуют любые виды активности ребенка и позволяют ему действовать «от имени» собственного Я, стать субъектом собственных действий, мыслей, переживаний, то есть творцом своего внутреннего мира. Кроме того, на пятом году жизни в личностной сфере ребенка происходит вторичная половая идентификация как показатель единства переживаний и ролевого поведения. Ребенок осознает знания о нормах и требованиях, связанных с его принадлежностью к определенному полу, и формирование адекватного поведения. Ребенок способен различить людей по их половой принадлежности и соответственно определить, к какой группе он принадлежит: мужчин или женщин. Это открывает путь к восприятию и оценке собственных действий, а также поступков других мальчиков и девочек (например, мальчик должен пропустить девочку вперед, предложить ей место и т.д.).

Социализация ребенка

На пятом году жизни общение ребенка становится более интенсивным, у него складывается определенная позиция в группе, в результате чего происходит его дифференциация по социальному статусу.

Показателями признания ребенка сверстниками являются:

- Успешность ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;

- Особенности и поведение ребенка;

- Оценка его успешности взрослыми.

Кроме того, общение приобретает характер внеситуативно-личностного, для которого характерно возникновение нового содержания потребности в общении - сопереживание и взаимопонимание.

В этом возрастном периоде очень важно, чтобы взрослые уделяли должное внимание детскому самообслуживанию. Пятый год жизни - это очень важный период для формирования операциональных возможностей ребенка в самых бытовых ситуациях ее жизнедеятельности.

Итак, на пятом году жизни ребенка начинается активный период осознания и слаженного согласования им своего места в системе отношений со взрослыми, что обеспечивает более эффективную его адаптацию к социальной реальности.

Мы ВКОНТАКТЕ

Сайты о дошкольниках

Сайт для детей, родителей и воспитателей детского сада  chudor.ru. Интересно и познавательно о детях для родителей, много полезного для успешной работы с дошкольниками для работников детского сада.

Яндекс.Метрика