Программа игрового тренинга «Играю, представляю, помню» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 года жизни) и имеет целью сформировать основы эйдетических навыков, а также развить образную память и творческое мышление дошкольников.
Программа будет полезна практическим психологам и воспитателям доу, учителям начальных классов и родителям, которые интересуются вопросами воспитания и развития детей.
Дошкольное детство - период накопления базовых знаний, формирование умений и навыков. У ребенка появляются новые возможности для анализа и синтезирования всего, что происходит с ним и вокруг него; в коре больших полушарий головного мозга возникают новые связи; накапливаются и систематизируются впечатления и представления о мире.
Решающее влияние на эффективность работы по развитию познавательной сферы дошкольника осуществляет согласованность деятельности психолога и педагогов, их активного совместного поиска адекватных решений в интересах ребенка.
Родители и воспитатели стремятся как можно больше информации заложить в детские головы, ведь надо успевать за развитием современного информационного мира. Детство -благодатная пора, однако, если детскую память перегружать большим количеством учебной информации, да еще и применять метод «многократного повторения», то результат может быть непредсказуемым. Например, ребенок может потерять интерес к учебе или постоянно переутомляться и поэтому быть невнимательным, чувствовать себя истощенным.
Для того, чтобы избежать такой ситуации в обучении ребенка необходимо опираться на психологические особенности восприятия, присущие его возрасту. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок учится, развивается и формируется как личность. Игровая система улучшает восприятие и воспроизводит информацию, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Именно этим требованиям отвечает обучение с помощью эйдетики.
Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах жизни.
Основным ее правилом является:
Воображение + положительные эмоции = секрет успешного обучения.
Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.
Методы эйдетики разнообразные: запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов и т.п. Особенностью этих методов являются: больше яркости, эмоциональности, меньше логичности, визуализация. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь.
Программа игрового тренинга «Играю, представляю, запоминаю» - это цикл специальных развивающих занятий в виде игровых упражнений, заданий, графических упражнений для развития мелкой моторики руки.
Цель программы: сформировать основы эйдетических навыков методами мнемотехники (базируются на вербально-логическом мышлении) и эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении), развить образную память и творческое мышление, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Программа соответствует современным концепциям психологии памяти, а также методикам интенсивного обучения.
Основные принципы программы:
- учет индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- удовлетворение потребностей и интересов детей;
- создание условий для максимального раскрытия личности ребенка, его потенциальных возможностей.
Программа тренингового курса для детей старшего дошкольного возраста направлена на решение следующих задач:
- способствовать общему развитию детей;
- развивать ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, интуицию;
- улучшать мелкую моторику руки у детей;
- формировать знания, умения, навыки, которые понадобятся ребенку в будущем обучении;
- воспитывать веру в собственные силы и потенциал для повышения самооценки.
Форма работы: игровые занятия с элементами тренинговых упражнений.
Методы работы: упражнения, игры, этюды, беседы.
Технологии эйдетики:
- оживление (хорошо развивает воображение и образное мышление);
- вхождение (войти внутрь воображаемой картины)
- образные сцепления (используют для запоминания чисел);
- припоминание (тренировка точности и скорости воспроизведения)
- фотографическая память (видение картинки в своем воображении)
- динамическая соответствие (распределение внимания одновременно во время выполнения 2-3-х действий);
- метод Цицерона (совмещение мнимого действия с элементами фантазии).
Занятия помогут детям старшего дошкольного возраста, готовиться к школе в игровой форме, лучше улучшить слуховую, зрительную и образную память, внимание, развивать произвольность психических процессов, образное, логическое, творческое мышление, мелкую моторику рук, повысить уровень саморегуляции, формировать мотивационную готовность к школьному обучению.
Занятия проводит психолог 1 раз в неделю.
Система занятий предназначена для работы с детьми 5-6 лет.
Реализуется через игровые занятия с элементами тренинговых упражнений.
Продолжительность тренингового курса: 16 занятий по 30 мин. 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей - 8-10 человек.
Структура занятий
Вступительная часть каждого занятия настраивает группу на совместную работу, устанавливает эмоциональный контакт между всеми участниками.
Рабочая часть - основная смысловая нагрузка всего занятия. Она состоит из игровых, тренинговых упражнений, бесед, игр, психогимнастики.
Заключительная часть каждого занятия закрепляет положительные эмоции, предусматривает рефлексию, групповое единение.
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми современными методами и техниками эффективного запоминания;
- сформировать умение нестандартно, творчески мыслить;
- осмысленное использование своего воображения для воспроизведения любой информации;
- осознавать свои чувства и эмоции, уметь их выражать;
- формировать положительное отношение к учебе: «Учиться - это интересно и весело!»
Рекомендации психологу:
1. Начало занятий должно быть необычным.
2. На занятии должен господствовать «дух открытия» (ничего не сообщать детям в готовом виде).
3. Держать паузу, способствуя включению мыслительных процессов у детей.
4. Не оставлять без внимания ни одного ответа детей.
5. Поддерживать ощущение успешности.
6. Принимать себя и каждого из участников такими, какие они есть на самом деле.
7. В играх, упражнениях должны принимать участие все желающие, однако ничего не навязывать и не требовать, учитывать настроение участников.
8. Не использовать оценочных высказываний.
9. Быть доброжелательным и открытым.
Программа занятий