Занятие №3 по развитию интеллекта у детей

Данное занятие-третье из серии занятий коррекционно-развивающей программы психолога в детском саду по развитию интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 2 упражнений и 2 игр.

Упражнение «Подбери такой же»

Цель:

- знание подобных и различных признаков окружающих предметов является основой дифференциации, благодаря которой мы замечаем разнообразные детали;

- игры на подбор способствуют развитию и укреплению детского сознания.

Оборудование: плотная цветная бумага, ножницы.

Порядок действий. Используя маленькие квадратики бумаги, изготовьте несколько идентичных комплектов с красным, синим, зеленим, желтым, черным и белым цветами.

Ход упражнения

Сначала положите на стол только две карточки: красную и синюю. Дайте ребенку синюю и попросите: «Положи синюю карточку на другую синюю карточку». Или: «Положи синий цвет на синий цвет». В следующий раз добавьте еще два цвета и предложите выбрать нужный цвет из трех карт. Продолжайте добавлять карточки, пока ребенку не нужно будет выбирать подходящий цвет из шести или большего числа карт.

Не забывайте меняться ролями. Если маленький ученик «ошибся», просто сообщите ему об этом: «Ты положил красную карточку на зеленую. Давай посмотрим вместе и найдем вторую красную карточку. Это она? Нет, это желтая. А что ты скажешь об этом? ».

Варианты. Число вариантов безгранично, поскольку подбирать под стать можно бесчисленное количество предметов.

- Подбирайте вместо цветов формы. Вырежьте различные формы, такие как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т.д. одинакового и разного цвета.

- Подбирайте текстуры с использованием предметов, например: два ватных шарика, два кусочка вощеной бумаги, два кусочка наждачной бумаги, два кусочка целлофана, два резиновых кольца, два куска губки, два куска ткани, две соломинки, две монеты и так далее.

Игра «Наступить на хвост»

Цель:

- учить внимательно следить друг за другом, учить сотрудничать и нести ответственность, прикрывая спины друг друга;

- развивать координацию глаз и ног;

- способствовать развитию пространственной ориентации.

Оборудование: ножницы, моток веревки.

Подготовительный этап. Отрежьте для каждого игрока кусок веревки такой длины, чтобы он мог волочиться по земле, если заткнуть его за пояс.

Ход игры

Суть игры заключается в том, что все участники бегают друг за другом, пытаясь наступить на веревки, которые волочатся, и сорвать их с пояса.

Основная задача каждого - собрать как можно больше «хвостов», сохранив при этом свой собственный.

Дети могут работать в парах, при этом они договариваются «охотиться» на определенных игроков и прикрывать спины друг друга в случае нападения.

Никто не выбывает из игры. Даже если участник потерял «хвоста», он может бегать за другими и охотиться на их «хвосты». Однако тот, кто соберет наибольшее количество «хвостов», может быть провозглашен «Тем, у кого больше всего хвостов». Подобное звание предполагает исключение навешивания ярлыков «победителей»/«проигравших», просто констатируя факты.

Легкий вариант: дети могут выдергивать концы веревок или ленты руками вместо того, чтобы наступать на них ногами.

Упражнение «Песочные буквы»

Цель:

- учить алфавит не только с помощью зрения, но и с помощью прикосновения;

- чем больше органов чувств задействованы, тем лучше запоминание.

Оборудование: клей, плотная бумага, кисточка для рисования, песок, соль или рис, краска.

Подготовка. На бумагу выдавите клей в форме той или иной буквы или нанесите клей с помощью кисточки. Предложите ребенку щедро посыпать свежий клей рисом, песком или солью. Оставьте клей подсохнуть. Затем стряхните излишки песка, соли или риса. Если вы хотите творческой изысканности, смешайте отдельные горстки песка, соли или риса с красками разного цвета и используйте полученный цветной материал для создания разноцветных букв.

Подготовленный таким образом полный комплект букв позволит ребенку осваивать алфавит, изучая буквы на ощупь.

Ход упражнения

Варианты:

- попросите игроков отвести одну руку за спину. Нужно вложить в эту руку букву. Смогут ли они на ощупь определить, что за букву держат в руке?

- разложите на столе несколько букв. Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь отыскать буквы, которые вы называете;

- Дети старшего возраста могут составлять слова из разложенных на столе букв, в то время как ребенок с завязанными глазами на ощупь ищет названные буквы.

Игра «Прямое попадание»

Цель:

- тренировка зрительно-моторной координации, умения рассчитывать на свою силу, развитие порядкового счета цифр, опознавание цифр и их добавление.

Оборудование: пустые пластиковые бутылки, набивной мяч или любой другой мяч

Ход игры

Составьте несколько бутылок друг на друга или сложите пирамиду из шести-десяти бутылок, будто это кегли для боулинга.

Игрок становится на расстоянии от семидесяти до ста восьмидесяти сантиметров от пирамиды, в зависимости от своего возраста и умений, и пускает мяч катиться по полу. Подсчитывайте все сбитые бутылки. Участник может делать столько попыток, сколько ему потребуется, чтобы сбить все. Попросите детей помочь вам составить банки для следующего раунда.

Варианты. Оберните бутылки бумагой и на каждой напишите цифру. Составьте банки в ряд и попросите игрока выбить, например, бутылку под номером 2.

Если дети не знают еще цифр, просто называйте их успехи: «Ого, смотри, ты выбил номер 2 и номер 5».

Если дети, знают счет, пусть выбивают и добавляют их: «Посмотрим, ты выбил номер 3, номер 4 и номер 1. Ну, давай посчитаем, какой у тебя счет в этой игре».

Для детей разного возраста нужно давать разные задачи или предложить играть поочередно; скажем, младший называет цифру, старший добавляет цифры, а средний (тот, кто уже знаком с цифрами, но пока еще не умеет делать математические операции, устанавливает банки для следующего раунда. Дети любят всевозможные звания, так что ответственный за счет будет называться «королем счета», ответственный за установку банок – «главным укладчиком», а ответственный за бросание мяча – «суперкидальщиком».