Занятие №9 по развитию интеллекта у детей

Данное занятие-девятое из серии занятий коррекционно-развивающей программы психолога в детском саду по развитию интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 2 упражнений и 2 игр.

Упражнение «Кувшинки»

Цель:

- развивать ловкость, внимательность, воспитывать дружелюбие.

Оборудование: газета или любой другой вид бумаги.

Ход упражнения

Разложите газетные листы на полу так, чтобы у каждого ребенка был свой собственный. Объясните, что это не газета, а кувшинки, а они - не дети, а лягушки. Каждая лягушка становится на свою кувшинку, а вы включаете музыку или напевайте песню. Пока звучит музыка, лягушки могут скакать по комнате по-лягушачьи, но как только музыка останавливается, они мигом прыгнуть на любое кувшинку. (К этому моменту вы должны забрать одну из газет.) Однако участник, оставшийся без места, не выбывает из игры. Он может присоединиться к другой лягушке на кувшинке. Перед тем, как включить музыку или начать петь, предложите детям передвигаться другим способом: ходить задом наперед, скакать на одной ноге и т. д. По мере того, как вы будете забирать кувшинки, на оставшейся кувшинке будут собираться все больше и больше детей. Чтобы на газетном развороте уместились все, достаточно касаться газеты хотя бы одной частью тела.

Варианты. Вместо кувшинки могут быть островки, лодочки и др.

Игра «Дети-буквы»

Цель:

- учиться изображать буквы и слова с помощью себя самого;

- развивать способность произвольной психорегуляции.

Ход игры

Изображая буквы, участники могут формировать команды, играть с партнером или сами. Другие игроки угадывают изображаемую букву. Например, для изображения буквы Е потребуется четыре игрока: один изображает вертикальную линию, а трое других - горизонтальные.

Позже игроки могут составлять из таких букв целые слова.

Игра «Прыжки, бег и слалом»

Цель:

- учить «рассчитывать силу», планировать свои действия, развивать кинестетические навыки.

Оборудование: любой вид бумаги.

Ход игры

Положите на пол лист бумаги, это будет «база». Объясните, что каждый участник начинает игру отсюда. Напротив первого ребенка положите еще один, через который каждый игрок должен перепрыгнуть, стартуя с «базы».

Продолжайте добавлять по одному листу, пока детям не нужно будет перепрыгивать через все.

Задача в этой игре усложняются постепенно. Лучше класть по одному листу, а не сразу все, чтобы, прыгая, дети почувствовали разницу между максимальными и небольшими усилиями.

Прыгать можно двумя способами. Один - разбегаться перед прыжком. В таком случае листы бумаги стоит класть на большее расстояние от «базы». Второй - прыгать с места. Испытайте оба способа.

Варианты:

- Слалом-бег. Разложите кусочки бумаги на полу на расстоянии примерно тридцати сантиметров друг от друга. Дети пробегают от первого до последнего листа, маневрируя между ними, как спортсмены-слаломисты. Задача - проверить, как быстро они смогут пройти весь путь, не задев бумагу; 

- маневры выполняют двое детей, причем второй держится за талию первого;

- слалом-поезд. Небольшое количество детей встают друг за другом, изображая поезд, который будет маневрировать между кусочками бумаги, как в слаломе. «Паровоз» поезда должен быть уверен, что он оставил между кусочками достаточно места для того, чтобы прошел весь поезд.

Упражнение «Измеряем ладонями»

Цель:

- усвоить простой способ измерения предметов;

- развивать умение видеть связь между абстрактными мерами длины («Этот стол длиной в два метра») и конкретным опытом измерения;

- учить оценивать размеры и расстояние на глаз и уметь рассчитывать их.

Ход упражнения

Продемонстрируйте детям, как определяются размеры предметов с помощью ладони. Сколько ладоней составляет длина стола, карандаша? Предложите детям сначала оценить на глаз длину всевозможных предметов, а затем измерить ладонями и проверить правильность их догадки.

Не забывайте, что если ладонь длиннее, их потребуется меньше, соответственно, длина в ладонях будет другая.

Варианты:

- используйте другую часть тела, например, палец или стопу. Ходите, перекатываясь с пятки на носок, измеряя длину комнаты или расстояние от одного предмета мебели к другому;

- попробуйте измерять пространство движениями. Например, сколько прыжков вам нужно сделать, чтобы преодолеть расстояние от одного конца комнаты в другой или от двери к столу?

Всегда предлагайте детям предварительно оценить расстояние или размер на глаз.