Семинар-тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения». Часть 2

Семинар-тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения». Часть 1

БЛОК № 2:  Внешние и внутренние условия профессионального выгорания.

Три условия (фактора) профессионального выгорания

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист (в нашем случае педагог) чувствует значимость в своей деятельности, то он становится достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависисмоть от мнения окружающих и недостаток автономности, самодеятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома профессионального выгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости выполняемой работы.

Группы риска

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании?

Первая группа: сотрудники, которые по роду своей службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, с знакомыми и незнакомыми.

Это:

- руководители

- менеджеры по продажам

- медицинские работники

- социальные работники

- консультанты

- педагоги (учителя, воспитатели) и т.д.

Вторая группа: сотрудники, имеющие интровертированный тип характера, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности.  Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт и особенно быстро «выгорают».

Третья группа: люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи  с работой.

Четвертая группа: это женщины, переживающие внутренне противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

Пятая группа: работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

Шестая группа: психологи и социальные работники, оказывающие помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

Во-первых:

хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни)

высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

опыт успешного преодоления профессионального стресса;

способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

 высокая мобильность;

открытость;

общительность;

самостоятельность;

стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

П А М Я Т К А «ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ  ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ»

- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

- НУЖНО: составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

-  НУЖНО: составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

-  НУЖНО: перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.

- НУЖНО: регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».

-  НУЖНО: начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.

-  НУЖНО: начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности. и др.

- НУЖНО: делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.