Тренинг для воспитателей: «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников»

тренинг для воспитателей, тренинг воспитателей детских садов, тренинг для воспитателей детского сада, тренинг воспитатель ребенокЦель:

актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников;

популяризация опыта через использование практических упражнений;

знакомство педагогов с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния детей и взрослых

Ход проведения тренинга для воспитателей детского сада

Вступительная часть

Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» (9 мин)

Упражнение «Ваши ожидания» (5 мин)

-  Что вы ожидаете от семинара?

Упражнение «Приветствие» (3 мин).

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы; снятие мышечного напряжения.

Задача: по сигналу ведущего педагоги начинают хаотично двигаться и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

Правило: здороваться надо по сигналу ведущего  хлопком.

- Один хлопок - здороваемся за руку друг с другом;

- Два хлопка - здороваемся плечами;

- Три хлопка - здороваемся спинами.

Итог: разнообразие тактильных ощущений даст гиперактивным детям возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Мозговой штурм «Гиперактивность - это ...». (3 мин.)

Задача:  психолог  предлагает   педагогам продолжить   предложение: «Гиперактивность - это ...»

Информационное сообщение (10 мин) 

Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.

В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.

Портрет гиперактивного дошкольника

- Находится в постоянном движении.

- Не может себя контролировать.

- Быстро и много говорит.

- Задает много вопросов, не всегда выслушивает ответы.

- Сон беспокойный.

- Частые кишечные расстройства, аллергии.

- Неуправляемый, не реагирует на запреты и ограничения.

- В каких - либо условиях ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты.

- Не контролирует свою агрессию.

 Причины гиперактивности:

- Органические поражения мозга.

- Патология беременности (осложнения во время беременности, диатез).

- Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может иметь семейный характер).

-  Поражение ЦНС.

- Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).

- Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка

Упражнение: «Солнышко и тучка» (5 мин)

Цель: создание положительного группового взаимодействия между участниками, изучение индивидуальных особенностей гиперактивного ребенка.

- Психические отклонения родителей.

- Алкоголизм и курение родителей.

- Нежелательный ребенок.

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Задача: психолог предлагает участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.

Итог: каких больше качеств-положительных или отрицательных?

Выполнение домашнего задания.

Заранее было предложено воспитателям представить себя гиперактивными детьми и обыграть ситуацию «Один день из жизни гиперактивного ребенка».

Ролевое проигрывание «Мы - гиперактивные дети» (7 мин.)

Цель: дать возможность участникам семинара побыть   в роли гиперактивных детей, почувствовать и понять те проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день.

Игра «Рисунок на спине»

Обсуждение.

Просмотр фрагмента передачи «Гиперактивные дети» (5 мин)

Ведущий - врач Е. Комаровский.

Работа над проектом (20 мин.)

Упражнение «Что нужно гиперактивному ребенку»

Цель: формирование целостного взгляда на проблему психологии в педагогическом сопровождении гиперактивных дошкольников.

Два ватмана с изображением двух половинок солнышка, журналы, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры, маркеры.

Аптечка психологической помощи в работе с гиперактивными дошкольниками (3 мин)

-  Пытаться индивидуализировать работу;

- Поощрять хорошее поведение и игнорировать провокационные поступки ребенка;

-   Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться к воспитателю, просить помощи, если ему сложно, что-то выполнять (можно ввести невербальные сигналы)

- Использовать тактильный контакт.

Заключение

Упражнение «Корзина желаний» (3 мин.)

Цель: изучить запросы педагогов по вопросам педагогического просвещения.

Материалы: бланк с вопросами.

Вопрос: какой психологический семинар вы хотели бы посетить?

-  Продолжить серию семинарских занятий по психолого-педагогическому сопровождению гиперактивных дошкольников;

- Сопровождение вновь прибывших;

- Детские страхи;

- Тревожность детей;

- Агрессивность детей;

- Никакой;

- Другое;

- Ваши предложения и рекомендации.