Воскресенье, Январь 22, 2017

Здравствуйте, уважаемый посетитель! Если Вы хотите высказать свое мнение или задать вопрос, попросить совета или поделиться опытом работы, тогда посетите наш ФОРУМ!

 


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

тренинг психолога для педагогов детского сада, тренинги психолога с педагогами, тренинг психолога детском саду, тренинг психолога  личность педагогаЦель:

осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность.

Задание:

повысить психологическую компетентность педагогов;

выявить и корректировать неадаптивные стереотипы профессиональной деятельности;

определить и осознать свои стереотипы;

развивать командное взаимодействие;

овладеть навыками общения.

Ход проведения тренинга

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание доброжелательной атмосферы во время работы.

Практический психолог предлагает участникам создать круг. Затем он в произвольном порядке раздает им бланки с вариантами незаконченных предложений. Задача состоит в том, чтобы каждый из педагогов продолжил предложения так, чтобы оно характеризовало его коллегу справа.

Практический психолог также участвует в упражнении. Его задача - продолжить предложение, пользуясь стереотипными представлениями. Например, «Если бы мой коллега был французом, то его манеры были бы галантными».

Варианты незаконченных предложений:

Если бы мой коллега был начальником, то его внешний вид был бы ...

Если бы мой коллега был фотомоделью, то его семейное положение было бы ...

Если бы мой коллега был байкером, то его любимым напитком был бы ...

Если бы мой коллега был художником, то его внешний вид был бы ...

Если бы мой коллега был танцором, то его осанка была бы ...

Если бы мой коллега был итальянцем, то его темперамент был бы ...

Если бы мой коллега был военным, то его речь была бы ...

Если бы мой коллега был парикмахером, то его прическа была бы ...

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: осмысление каждым участником своих ожиданий от занятия.

Практический психолог предлагает участникам каждому по очереди рассказать о своих ожиданиях от занятия и пожелания, которые возникают по этому поводу.

Формулировка и утверждение правил работы

Цель:

формирование единого рабочего пространства;

создание и утверждение правил поведения во время занятия.

Практический психолог предлагает группе в форме открытой дискуссии сформулировать правила работы. Утвержденные правила он записывает на флипчарте.

Упражнение «Какой я?»

Цель: осознание влияния установок и стереотипов на поведение, на представление об окружении и о себе.

Педагоги объединены в две группы. Одна группа получает фотографию человека так, чтобы другая группа не видела ее. Практический психолог сообщает, что на фото - преступник, грузин Гога Гогадзе, и предлагает описать этого человека по следующим характеристикам:

характер;

поведение;

манера общения;

семейное положение;

образование

вредные привычки;

отношение окружающих к человеку.

Другой группе участников практический психолог показывает то же изображение, говоря, что на нем - известный детский врач, армянин Саркис Саркисян. И предлагает описать его по тем же пунктам.

После составления описаний, обе группы педагогов по очереди озвучивают их, не называя профессии или имени человека. Затем практический психолог показывает обеим группам фотографии лиц, которых они описывали, и педагоги узнают, что это один и тот же человек.

Обратная связь:

Совпадают ли описания?

Почему описания одного человека оказались разными?

Что больше всего повлияло на создание описания?

Как люди больше всего влияют на формирование представлений о себе и окружающим?

Какие вы знаете установки и стереотипные представления? (Ответы записывают на флипчарте).

Вернемся к упражнению «Приветствие». Почему большинство окончаний предложений были стереотипные?

Что мешало продолжить предложение по-другому?

Упражнение «Какие эмоции испытывает персонаж?»

Практический психолог: на ваши описания повлияла установка о том, кем является человек на фотографии. Не существует объективных факторов - все они личностно окрашенные, поскольку мы живем в обществе, где так или иначе прислушиваемся к окружающим. Вот так установка влияет на наши представления о себе и других, о добре и зле. Всю жизнь человек проходит под влиянием установок. Некоторые из них мы создаем самостоятельно, другие формируют наши родители, учителя, друзья.

Информационное сообщение

Установка - психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенному виду активности в определенной ситуации. По-другому этот внутреннее состояние готовности человека к действию, предшествующему поведению. Установка формируется на основе предварительного социально-психологического опыта. Она действует на осознанном и неосознаваемом уровнях: осуществляет регулятивную функцию поведения человека. Установка определяет устойчивое, последовательное поведение в случае изменения ситуаций; освобождает субъект от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в типичных ситуациях; может вызывать инертность действий и тормозить приспособление к новым ситуациям, обусловливающим изменение программы поведения.

На прочность связи между установкой и поведением человека влияют следующие факторы:

ситуационные (например, функционирование социальных норм, ограниченное время и т.д.);

качество самих установок (например, их сила, важность)

личностные (например, самоконтроль).

Важность установки для человека определяют следующие факторы:

собственные интересы - чем больше заинтересован человек, тем для него важнее установка;

социальная идентификация - чем сильнее группа, в состав которой входит человек с определенной установкой, тем важнее эта установка;

ценностная релевантность - чем больше установка связана с личностными ценностями человека, тем она важнее.

Поэтому взаимосвязь установки с основными социальными и индивидуальными потребностями, ценностями повышает уровень ее важности.

Индивидуальные различия также влияют на связь между установками и поведением: она сильнее у одних людей и слабее у других. Поэтому установки позволяют прогнозировать поведение людей с низким уровнем самоконтроля, поскольку такие люди используют свои установки как важные регуляторы их поведения. И, наоборот, эта связь оказывается слабее у людей с высоким уровнем самоконтроля.

Понятие установки тесно связано со стереотипами. Стереотипы являются упрощенными, предварительно сформированными представлениями о мире, традиционными способами мышления, восприятия и деятельности человека, ригидными кодами-знаниями, которые применяют в «готовом» виде. У педагога закономерно возникают трудности, связанные с несоответствием социальных требований имеющимся педагогическим стереотипам. То есть не стереотипы меняют в соответствии с новыми реалиями, а, наоборот, к новым условиям выбирают предварительно сложившиеся стереотипы.

Педагогические стереотипы - это когнитивные или эмоциональные образцы, на которые ориентируется педагог во время своей профессиональной деятельности. Из их числа выделяют стереотипы мышления, эмоций, реакций, поведения и т. На определенном этапе педагогические стереотипы дают молодому специалисту возможность быстро сориентироваться в различных ситуациях, проводить деятельность в реальных образовательных условиях.

Обычно сложная деятельность не обходится без системы стандартов и механической реализации, но когда парадигма устаревает, то стереотипы, которые ей отвечали, становятся существенными препятствиями и тормозят обновление практики. Педагогические стереотипы являются устойчивыми образованиями. Стереотипное мышление и соответствующее поведение педагога не дают ему возможности реализовывать творческую деятельность, поскольку алгоритмический подход к ее осуществлению не присущ дошкольному образованию.

Педагогические стереотипы тесно связанные с планированием, алгоритмическим подходом и механичностью профессиональной деятельности. Основными признаками стереотипа являются:

упрощение - ориентирование на минимум, на примитивные конструкции, невозможность действовать вариативно с большим количеством сложных объектов;

типизация - процесс создания моделей, конструкций на основе общих характеристик, стандартизация окружающего мира. Стереотип применяют так, чтобы не он соответствовал реальности, а для реальности подбирают соответствующий стереотип;

несознательность - отсутствие критического восприятия ежедневных действий, связанных со стереотипами, то есть отсутствие рефлексии;

ригидность - неготовность изменять программу действий в зависимости от новых мотивационных требований; отсутствие модификации стереотипов.

«Мозговой штурм» «Как избавиться от стереотипов и установок?»

Цель: побуждение педагогов к поиску собственных способов избавления от стереотипов и установок.

Педагогов объединяют в две группы и предлагают им разработать способы преодоления установок и стереотипов. Каждая группа записывает на ватмане разработанные ею методы. Затем листы ватмана обеих групп размещают на флипчарте и участники по очереди представляют свои записи.

При необходимости практический психолог дополняет способы борьбы со стереотипами и установками, представленные педагогами, предлагает им другие варианты.

Практический психолог:

Преодолеть установки и стереотипы позволяет метод сравнения. Он совсем не сложный, ведь и само стереотипное мышление - довольно примитивно. Метод заключается в том, чтобы сравнивать неблагоприятную ситуации с другой, более отрицательной, которая гипотетически могла бы произойти. Это не решает проблему, но значительно снижает негативный эффект полярного мышления.

Преодолеть стереотипы относительно необоснованных ожиданий поможет «детское» восприятие. Ведь дети настолько открыты, что воспринимают все таким, каким оно есть: например, к взрослым они относятся независимо от их материального положения, профессии и успешного/негативного опыта. Поэтому попробуйте «примерить» на себя модель детского мышления - будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих субъективных представлениях о том, какой он есть. Каждый раз, когда вы поймали себя на ожиданиях, спросите себя: «На чем основаны мои ожидания в этой ситуации - на реальных предпосылках или на моем желании получить что-то?», «Не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие осуществление моих ожиданий?», «Понимают ли люди, чего я от них жду и почему чувствую раздражение, если мои ожидания не оправдываются?».

Итоговые вопросы для обсуждения:

Чему вы научились на занятии?

Над чем вы порассуждаете после занятия?

За что вы благодарны участникам?

Что вам не понравилось? Что вам мешало?

Какие упражнения вы выполнили бы еще раз?

Мы ВКОНТАКТЕ

Яндекс.Метрика