Воскресенье, Апрель 23, 2017

Здравствуйте, уважаемый посетитель! Если Вы хотите высказать свое мнение или задать вопрос, попросить совета или поделиться опытом работы, тогда посетите наш ФОРУМ!

 


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [3 Голоса (ов)]

тренинг психолога воспитателей, тренинг психолога детском саду, тренинги для педагогов доу от психологаОрганизаторы – заведующий, методист, психолог.

Участники – сотрудники детского сада.

Ведущий – методист, психолог.

Сценарий проведения психологического тренинга

На заметку ведущему. Ведущий привлекает внимание участников группы к проблеме детских конфликтов.

Как педагог может помочь детям в этой ситуации?

Задачей тренинга является проработка оптимальных способов решения детских конфликтов.

1-й этап. Выявление причин детских конфликтов и поиск возможных способов их решения

Психолог предлагает участникам группы вспомнить различные случаи детских конфликтов, с которыми им приходилось сталкиваться в работе. Это могут быть такие: ребенок забирает у ровесника игрушку; ребенок ощупывает, лезет в глаза, тянет за одежду второго ребенка, ребенок отталкивает ровесника от взрослого; ребенок проявляет немотивированную агрессию (бьет, тянет за волосы, щипает); ребенок отказывается решать конфликт с ровесником, отказывается мириться (толкает, отталкивает, плачет).

Затем ведущий предлагает определить причины перечисленных конфликтов. В случае затруднения ведущий объясняет, что конфликты со сверстниками могут быть обусловлены различными причинами, в основе которых положены особенности отношения детей раннего возраста к людям и предметам, которые его окружают. Главными для них являются не стремление к общению со взрослыми, а к обследованию предметов. Ровесник сначала часто воспринимается ребенком как «помеха» в реализации этих стремлений или рассматривается как объект, интересный для исследования. А в тех случаях, когда дети пытаются сделать что-то вместе, им не хватает навыков взаимодействия с равным партнером.

Исходя из этого, приведенные примеры могут быть соотнесены с выделенными причинами: ребенок рассматривает сверстника как препятствие в общении с взрослым; ребенок относится к сверстнику как к интересной, новой игрушке; ребенок хочет общаться или играть вместе со сверстником, но не умеет взаимодействовать с ним.

Затем ведущий предлагает участникам группы рассказать о своих удачах и неудачах в попытках наладить детские конфликты. Он записывает на доске все предложенные варианты и выбирает для анализа конкретную ситуацию.

Пример: Трехлетний Коля играется машиной. Его ровесник Ваня сначала наблюдает за его игрой, потом подходит и пытается отобрать у Коли игрушку. Коля отталкивает от себя сверстника, сердито кричит на него, но машину не отдает. Ваня настойчиво продолжает тянуть игрушку к себе.

Участники группы обсуждают возможные варианты решения конфликта.

Педагоги могут предложить:

- отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием;

- организовать совместную игру с машинкой, предложив одному ребенку быть шофером. а второму – загрузить машину кубиками для возведения дома;

- отобрать игрушку и отвести детей друг от друга;

- запретить Ивану забирать игрушку и отдать ее Коле;

- предложить Коле отдать игрушку Ивану;

- объяснить детям, что ругаться из-за игрушки нельзя;

- предложить детям очередность игры с машинкой и тому подобное.

Далее психолог ставит перед группой задачу выбора оптимальных способов разрешения этого конфликта.

2-й этап. Анализ способов решения детских конфликтов

На этом этапе тренинга его участники выбирают из предложенных вариантов оптимальные.

Ведущий предлагает участникам группы выделить те критерии, которыми следует руководствоваться в подобной ситуации. Среди них будут такие как: педагоги привлекают внимание детей к эмоциональному состоянию друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлению сочувствия, жалости, стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, или переключение внимания детей на другие виды деятельности или предметы, помогают детям формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий.

На заметку ведущему: Выбирая тот или иной вариант, педагоги должны обосновывать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, степень эмоциональной напряженности конфликта). Например, если конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого и будет трудно переключить их внимание на другие занятия; в более спокойной ситуации целесообразно предложить детям такие позитивные способы примирения, как совместная игра.

После обсуждения ведущий может предложить участникам группы разыграть несколько сценариев решения детских конфликтов.

3-й этап. Способы решения детских конфликтов

Как пример адекватного разрешения детского конфликта, предлагаем сценарий (пример взят из книги Е. Рейнольдс «Руководство маленькими детьми»).

Пример:

Ситуация «Это моя кукла»

Участники группы играют роли детей и педагога. Дети – Катя. 2,5 года и Наташа, 3 года (она старше и значительно сильнее  Кати). Катя играет с куклой. Наташа подходит и отбирает ее. Катя плачет.

Педагог, увидев девочку, которая плачет, спрашивает ее: «Что случилось?»

Катя. Наташа забрала мою куклу.

Педагог. Ты хочешь сказать об этом Наташе?

Катя смущенно молчит.

Педагог желая поддержать Катю, предлагает: – Хочешь, я подойду вместе с тобой? Катя берет взрослого за руку и подходит к Наташе. Педагог приседает рядом с Катей напротив Наташи (будто усиливая позицию Кати) и обращается к Наташе: – Наташа! Катя хочет тебе что-то сказать. Катя не решается обратиться к Наташе и молчит. Педагог обращается к Кате: – Катя, очень важно сказать Наташе, что ты чувствуешь.

Катя, как и раньше, молчит. Наташа обращается к взрослому: – Она не говорит.

Педагог. Я считаю, Катя боится, но, по-моему, она хочет сказать что-то о кукле. Правда, Катя?

Катя кивает головой и говорит: – Так!

Педагог вновь обращается к Кате: – Катя. Ты можешь сказать Наташе то, что хочешь куклу?

Катя. Я хочу куклу.

Педагог сразу же подхватывает слова Кати, обращаясь к Наташе: «Катя говорит, что хочет, чтобы ты вернула ей куклу».

Наташа. Нет, я буду с ней играть.

Педагог. Вы обе хотите играть одной куклой. Как же быть?

Наташа продолжает настаивать на своем, Катя смущена и ждет, когда ей вернут куклу.

Педагог, обращается к Наташе: – Я не разрешаю тебе играть куклой до тех пор, пока вы не договоритесь.

Далее участники инсценировки разыгрывают возможные варианты поведения девочек.

Затем группа анализирует поведение и высказывания педагога. Ведущий стремится зафиксировать внимание группы на таких важнейших моментах:

- отсутствие в произношении педагога директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию взрослого, вроде: «Отдай куклу». «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;

- отсутствие порицаний, которые унижают ребенка: «Жадина», «Ты поступаешь плохо»;

- тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (приседает рядом с ребенком, выступает посредником);

- использование косвенных способов для побуждения ребенка самому высказать свои переживания и желания (обращение типа: «Ты хочешь сказать..?». «Очень важно сказать...»);

- тактичная интерпретация переживаний обиженного ребенка, позволяет детям лучше понять их;

- использование запретов лишь после исчерпания других способов решения конфликта;

- запрет сформулирован таким образом, что открывает возможности детям договориться самим «Я не позволяю... пока вы не договоритесь»).

Аналогичным образом могут быть разыграны и другие конфликтные ситуации по обсуждению различных приемов взаимодействия педагогов с детьми.

Мы ВКОНТАКТЕ

Яндекс.Метрика