Понедельник, Февраль 27, 2017

Здравствуйте, уважаемый посетитель! Если Вы хотите высказать свое мнение или задать вопрос, попросить совета или поделиться опытом работы, тогда посетите наш ФОРУМ!

 


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

тренинги психолога педагогами, тренинги психолога доу, тренинг психолога воспитателейЭта тема является актуальной для наших детских садов, потому что все еще прослеживается тенденция к жесткой регламентации поведения ребенка в такие режимные моменты, как кормление, переодевание, укладывание спать, туалет. Особенно это касается совсем маленьких детей, которые еще не владеют навыками самообслуживания. Необходимость соблюдения режима часто побуждает педагогов к авторитарному стилю взаимодействия с детьми, навязыванию своей воли.

Как помочь педагогу ДОУ организовать личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком во время проведения различных режимных моментов? Этой проблеме посвящен данный тренинг.

Организаторы тренинга: заведующий, методист, психолог.

Участники – педагоги групп раннего возраста, родители.

Ведущим может быть методист или психолог.

Ход проведения тренинга для воспитателей групп раннего возраста детского сада

1-й этап. Выявление трудностей в режимных моментах и их причины

Псиолог предлагает участникам группы определить проблемы, с которыми они сталкиваются при проведении режимных процедур с маленькими детьми. Все высказывания он записывает на доске или на бумаге, группируя их по видам режимных моментов. Это могут быть:

- в ситуации кормления: ребенок отказывается от приема пищи или какого-либо ее вида; ребенок не хочет пользоваться прибором; ребенок играется во время еды и тому подобное;

- в ситуации переодевания: ребенок не любит переодеваться, плачет; ребенок сопротивляется, снимает шапку, отталкивает взрослого; ребенок капризничает, требует другую одежду и прочее;

- в ситуации укладывания спать: ребенок отказывается ложиться в кровать, капризничает; ребенок долго не засыпает, зовет маму, требует играть, читать; ребенок тяжело засыпает и тяжело просыпается; ребенок рано просыпается и мешает другим детям и тому подобное;

- при осуществлении туалета: ребенок отказывается садиться на горшок; ребенок не просится на горшок; ребенок не любит умываться, причесываться, чистить зубы и тому подобное.

На заметку психологу. Если группе сложно выявлять и формулировать проблемные ситуации, ведущий должен дополнить перечень выделенных трудностей так, чтобы были охвачены все режимные моменты.

Затем ведущий предлагает группе выбрать несколько типичных проблемных ситуаций от каждого режимного момента (кормления, переодевания и тому подобное) и обсудить причины, по которым они могут возникнуть. Как пример рассмотрим ситуацию «ребенок не любит умываться». Ведущий делит доску (или лист бумаги) на две части и слева выписывает интерпретацию причины трудностей, которые возникли.

В левой колонке могут оказаться такие высказывания, как:

- ребенок избалованный в семье, его не приучили к дисциплине;

- у ребенка непокорный характер;

- ребенок «капризничает»;

- ребенок боится воды;

- никто из детей не любит умываться, их нужно к этому приучать;

- ребенок капризничает и сопротивляется, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого и тому подобное.

Затем ведущий предлагает группе описать чувства и переживания ребенка во время проведения данного режимного момента и записывает высказывания в правой колонке.

На заметку психологу. Заполнение правой колонки может вызвать затруднения у участников тренинга. Задача ведущего – помочь участникам группы встать в позицию ребенка и увидеть психологический смысл возникшей проблемы.

В результате в правой колонке могут оказаться следующие высказывания:

- ребенку неприятно ощущение холодной воды, попадание воды за шиворот;

- ребенку больно от попадания мыла в глаза или в нос;

- ребенку трудно дышать в процессе умывания;

- ребенка раздражает неделикатные прикосновения к лицу, резкие движения руки взрослого.

Ведущий подводит участников группы к пониманию того, что нежелание ребенка умываться мотивировано его негативными переживаниями, с которыми ему трудно справиться и которые он не может выразить словами. Эти естественные переживания не являются следствием «распущенности», «вредности», недисциплинированности ребенка, а служат сигналами взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое ребенок чувствует. Аналогичным образом анализируются проблемные ситуации, возникающие при проведении других режимных процедур.

На заметку психологу. Стоит иметь в виду, что отказ ребенка от выполнения любых режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, необычно твердая пища, неудобная одежда и т. п) и переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (подавлением стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий, и тому подобное).

Затем перед группой ставится задача поиска способов разрешения проблем, стоящих.

2-й этап. Анализ способов решения проблем, которые возникли

Ведущий предлагает участникам тренинга перечислить возможные способы решения сложных ситуаций и при осуществлении режимных моментов, привлекая не только собственный опыт, но и опыт своих родственников, знакомых, примеры из литературы по воспитанию детей раннего возраста, записывает высказывания на доске.

Затем ведущий предлагает оценить эффективность каждого из предложенных способов с точки зрения удобства взрослого и с точки зрения переживаний ребенка.

На заметку психологу. Среди способов, которые не приводились, могут оказаться как авторитарные, так и личностно-ориентировочные. Если группе сложно выделить личностно-ориентированные способы решения проблем, связанных с режимными моментами, ведущий дополняет перечень так, чтобы в него были включены такие способы, как:

- включение режимной процедуры в игру;

- переключение внимания ребенка;

- предоставление права выбора (еды, одежды и тому подобное);

- поощрение самостоятельности ребенка;

- слежение за темпом его действий;

- ласковые уговоры и тому подобное.

Следует подвести участников группы к пониманию того, что такие способы, как принуждение, угроза, запрет, наказание, могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, однако с точки зрения переживаний ребенка, все они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг, недоверие взрослому.

Такие способы, как включение режимной процедуры в игру, переключение внимания ребенка, предоставление ему права выбора (еды, одежды и т. п), поощрение самостоятельности ребенка, слежение за темпом его действий, ласковые уговоры и тому подобное требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода.

Они позволяют ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия взрослому, способствуют развитию самостоятельности.

Затем ведущий ставит перед группой вопрос: как организовать проведение режимной процедуры, учитывая переживания ребенка, не вызывая его сопротивления и не нанося ему эмоционального ущерба?

3-й этап. Обучение приемов личностно-ориентированного взаимодействия

На этом этапе ведущий, ориентируясь на возрастной состав воспитанников детского сада, а также на уровень подготовки педагогов и родителей, организует занятия, направленные на обучение приемам личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком в процессе проведения режимных моментов.

Они могут включать лекционную часть, совместное обсуждение, разыгрывание заранее разработанных сценариев по организации кормления, переодевания, укладывания спать, приучение к навыкам опрятности и самообслуживания детей разного возраста.

На заметку психологу. Важно обратить внимание группы на то, что характер взаимодействия с ребенком в процессе режимных моментов уже с первых дней жизни влияют на личностное развитие и его психическое здоровье.

По мере необходимости ведущий рассказывает о возможных негативных последствиях принудительных способов кормления, купания, крепкого пеленания (нарушение сна).

Мы ВКОНТАКТЕ

Яндекс.Метрика