Занятие психолога с детьми старшего дошкольного возраста с элементами сказкотерапии: «Наш друг-котик»

занятие психолога сказкотерапия

Тематика: Коррекция агрессивного поведения

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста

Цель: устранение агрессивных проявлений дошкольников.

Задачи:

1). Снять у детей мышечное напряжение.

2). Налаживание межличностных отношений.

3). Формирование способности к доверию, сочувствию.

4). Эмоциональная поддержка.

 Оборудование: клубок ниток, мягкая игрушка котик; искусственные деревья, дом, пеньки, грибы.

Ход проведения занятия психолога для детей старшего дошкольного возраста

Психолог:

- Добрый день дети.

- Посмотрите, что у меня есть (в руках у психолога мягкая игрушка котик).

- Кто это?

Ответы детей.

- Давайте мы сейчас с вами улыбнемся котику и друг другу.

1. Упражнение «Подари улыбку».

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроения, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, необходимо при этом смотреть друг другу в глаза.

Психолог:

- Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали? Какое сейчас у вас настроение?

Ответы детей.

- Ой, а куда же делся наш котик?

- Видимо его украла колдунья. Для того чтобы нам его найти, нужно выполнить несколько упражнений.

2. Упражнение «Связующая нить».

- Я передаю вам клубок, а вы по очереди будете тоже передавать его дальше и говорить о том, что хотите в данный момент:

Например:

«Я хочу чувствовать себя счастливым, иметь больше друзей» и т.д.

Психолог:

- Посмотрите, какой ключик у меня есть. С его помощью мы сможем открыть двери, за которыми колдунья спрятала котика.

- А сейчас мы с вами превратимся в настоящих спортсменов и будем с вами поднимать золотой ключик.

3. Упражнение «Золотой ключик».

Цель: снять у детей напряжение, расслабление мышц ног, рук, туловища.

Поставить ноги на ширине плеч, вдохнуть, наклониться. Представьте, что вы поднимаете ключик. При наклоне представьте, что вы взяли ключик, крепко сжимайте кулачки. Поднимите воображаемый ключ над головой, руки должны быть напряжены. Затем наклонитесь, опустите воображаемый ключ и сделайте глубокий выдох.

4. Сказкотерапия.

Психолог:

- Дети, пожалуйста, садитесь на стулья, располагайтесь поудобнее, и внимательно послушайте сказку, которая называется «Жан и Гнев».

Сказка «Жан и Гнев»

Жил был мальчик Жан, ему было всего 10 лет. Кудрявые белокурые волосы, голубые глаза. Словом, очень красивый мальчик, а вот поступки были совсем не красивые: он любил драться, причем без всякого повода. Однажды, разозлившись на всех, он решил убежать в лес и спрятаться: «Пусть меня поищут и позлятся, как я». Когда он вошел в гущу леса, то увидел, что из-за кустов вышло что-то серо-черное, страшное, угрожающее, и это направлялось прямо на Жана. «Ой!» -вскрикнул мальчик и бросился прочь. Но щупальца этого вцепились ему в волосы. «Остановись, мальчик, тебе не убежать, ведь я Гнев... и я живу в тебе...», -зашипело оно. «Когда ты обзываешь других, дерешься, — это я расту в тебе, и заставляю тебя делать это..., и ты не сможешь избавиться от меня, ХА-ХА...!» Гнев стал темнеть, переливаться серым, красным и окружать Жана со всех сторон. У Жана закружилась голова от плохих, обидных слов, исходивших от Гнева. «Вот, смотри на меня - такой и ты, когда дерешься, ругаешься!». «Ты и Я — одна семья. ХА-ХА...!» Когда Гнев смеялся, у Жана вставали волосы дыбом. Он начал понимать, что его победить невозможно, что тот состоит из его плохих, агрессивных поступков и отражает его собственные эмоции. Мальчик сел и громко заплакал. Плакал он долго и горько и от этого почувствовал усталость, прислонился к стволу дерева и задремал.

Кто-то тихо и нежно дотронулся до его плеча, он открыл глаза и увидел фею. «Прекрасный мальчик Жан, посмотри в мое зеркальце. Там твое изображение. Видишь? Ты красив, даже очень. Сделай и свои поступки красивыми», - произнесла фея. «А как же Гнев?»  - с дрожью в голосе произнес Жан. «Он во мне», — продолжал мальчик. «Я помогу тебе избавиться от него, но помни, что с этой минуты ты должен совершать только добрые поступки и помириться со всеми кого обидел!» — сказала фея. Она волшебной палочкой три раза дотронулась до его груди. Мальчик стал медленно, спокойно дышать, почувствовал какую-то легкость в душе. «Спасибо тебе, добрая фея. Я стану не таким, каким хотел меня видеть Гнев», — взволнованно произнес Жан. Он вернулся домой и дал себе обещание сдерживать эмоции и не давать волю гневу.

Важно сказку прочитать выразительно, обратить внимание на кульминацию (поведение гнева). После прослушивания терапевтической сказки проводится беседа по следующим вопросами.

Психолог:

1. Как называлась сказка?

2. Каким был Жан в начале сказки?

3. Почему его не любили и боялись дети?

4. Что помогло мальчику избавиться от гнева?

5. Какой урок он извлек для себя?

Обсуждение сказки очень нужно и полезно, это своеобразный рефлексивный компонент.

5. Упражнение «Ласковое имя».

Цель: создание положительного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кем бы он хотел бы начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, который стоит в центре круга, и как бы «дарят» их ему. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

Психолог:

 -Мы с вами уже многое увидели и услышали, поиграли в разные игры.

- А давайте вместе с вами обсудим правила хорошего поведения (идет обсуждение).

6. Упражнение «Мы тебя любим».

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, напоминает детям свое имя. Затем дети хором говорят фразу «Мы тебя любим»!

Психолог:

- Давайте мы с вами возьмем ключик, пойдем к двери, и попробуем их открыть.

- А вот и наш котик. Мы его освободили от колдуньи, потому что мы были дружны, настойчиво шли к поставленной цели.

- Давайте будем и в дальнейшем такими же дружными, ответственными, активными.