Вопросы развития моторики детей старшего дошкольного возраста привлекают внимание психологов и педагогов при разработке оптимальных способов организации начального этапа обучения. Значительное количество разработанных технологий обучения - от традиционной к развивающей строятся на изучении микродвижения (движений руки) при формировании навыков письма, тогда как макродвижения (движения всего тела, жесты, пантомимика) остаются прерогативой физического воспитания. Таким образом, нарушается целостность психомоторного действия, при сводит к разрыву между познавательной и двигательной деятельностью.
Дети 6-7летнего возраста, которые сейчас пойдут учиться в 1 классе, переживают это явление особенно болезненно, поскольку их организм нуждается в адаптации к статическому положению тела во время выполнения микродвижения - позы сидения.
В последнее время в психологии становится актуальной идея целостности телесного пространства ребенка в познании, который имеет в себе черты интегрального сенсорного образования - важного источника информации. Образ тела имеет признаки умственного и эмоционально-чувственной активности, которая отображается в индивидуальной схеме тела ребенка. Совершенно очевидно, что формирование высшей формы мышления у младших школьников происходит в соответствии с законом гармонического единства макро - и микродвижения в схеме тела: первые создают условия для активизации эмоционально-чувственного, а вторые - умственного уровня активности.
С целью выявления важнейших характеристик психомоторной организации ребенка, необходимых для успешного обучения в начальной школе, можно проводить предварительное обследование детей 6-7 лет, перед поступлением в 1 класс.
Успешность подготовки к обучению детей 6-7 летнего возраста определяется, главным образом, по состоянию произвольной регуляции познавательной активности. Прежде всего, сюда относятся наличие мотивации к обучению, а во-вторых - способность выполнять психомоторные действия в соответствии с речевой инструкцией и внутренним стимулом к действию. Кроме этого, важными характеристиками детей, поступающих в 1 класс, является культурно-слуховая память, наглядно-образное мышление, организация микродвижения обеих рук.
Для исследования психомоторной организации первоклассников можно применять диагностическую систему упражнений и заданий.
1. Анализ детских рисунков - «комиксов», объединенных одним сюжетом. Рисунки выполняются черным карандашом в тетради, лист которого разделен на 4 части.
Анализируются также продукты деятельности: рисунки, аппликации и т. п.
Необходимо также изучение умений детей при написании элементов букв, цифр и выполнения упражнений зрительно-слухового диктанта.
2. Формирование действий по языковой инструкции: «На один стук подними правую руку, на два - левую», а также другие действия по заданной двигательной программе в схеме тела.
3. Исследование пространственной координации с помощью карточек с изображениям движений по инструкции: «Сделай так же».
4. Дорисовывание деталей предметов на готовых рисунках.
Покажи движениями форму буквы».
6. Рисование ноликов правой и левой руками в течение 15 секунд.
Результаты оцениваются по следующим показателям: 10-15 нулей - высокий уровень; 7-9 нулей - достаточный уровень. Сравнение результатов для левой и правой рук осуществляется с целью определения особенностей двигательной активности и регуляции действий правым и левым полушариями головного мозга. Дети выполняют задания на листе не разлинованной бумаги размером половины стандарта А4.
7. Запоминание 10 слов: мяч, сон, тень, флаг, игра, сосна, река, свет, собака, смех.
8. Сложение предметов из геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг) по образцу.
9. Распределение предметов в группах в соответствии с составом числа; обозначение состава чисел; рисование схемы состава чисел на заданной форме.
Контрольная работа
1. Состав чисел.
2. Состав числа 7.
Согласно выполненных заданий определяется психомоторный тип готовности детей к обучению: дети, готовые к обучению; дети, которые условно готовы к обучению; дети, которые не готовы к обучению.
Дети, которые готовы к обучению
Потребность в общении, внимание к вопросам и задачам, активность и старательностью во время выполнения задач, адекватность эмоциональных реакций и поведения. В рисовании уверенно вырисовываются линии: вертикальные, горизонтальные, округлые, зигзаги, волнистые и тому подобное. Четкость линий и нажима карандаша во время выполнения рисунка свидетельствуют об уверенности и силе руки. В рисунках, выполненных в цвете, преобладают насыщенные цвета, охвачена вся цветовая гамма, передаются величина, пространственные отношения и сюжет. Элементы букв и цифр выполнены согласно поданным образцами. Безошибочное выполнение макро и микродвижений по словесной инструкции. Умение организовывать движения в пространстве тела по образцу в зеркальном отражении. Отсутствие ошибок в дорисовывании деталей на рисунках. Умение показать в динамике движения заданный образ буквы или цифры, изображения с помощью жестов формы предметов. Рисование нулей правой и левой руками с достаточным нажимом, идентичность срисовывание элементов букв. Заучивания слов за 3-5 попыток. Способность составлять конструкции предметов по образцу, умение выполнять конструктивные действия. Понимание состава числа из двух меньших, умение показать это на разных формах, описать.
Таким образом, у детей, готовых к обучению, наблюдается хорошо выраженная мотивация к активному сотрудничеству со взрослыми при выполнении задач, развитая психомоторная активность, культурно-слуховая память. Однако, может отмечаться недостаточная сформированность невербальных способов познавательной активности (мимики, жестов) наглядно-образного мышления и скорости пространственных действий. Подготовка к ЕНТ в Алматы.
Дети, которые условно готовы к обучению.
Имеют хорошую мотивацию, стабильность и точность выполнения задач, но необходимо наличие определенного количества попыток и движений с помощью взрослого, которые «подводят» к правильному выполнению задач. В рисовании доминирует четкость выполнения прямых линий, нажим карандаша в округлых линиях уверенный. Цветовая гамма беднее, есть цвета, которые передают эмоциональную возбудимость и неуравновешенность; сюжетная линия рисунков прослеживается не всегда, но размер и расположение предметов сохраняются. Элементы букв передаются с пространственными нарушениями; в тетрадях с образцами красного цвета они вырисованы лучше, чем в печатных прописях. Это свидетельствует об эмоциональной нестабильности. Выполнение движений по инструкции происходит после дополнительных повторений. Зеркальное отражение движений после 2-3 попыток. Умение изобразить жестами слова и числа после дополнительной инструкции и разъяснения. Рисование нулей правой и левой руками со средней скоростью, но без соблюдения линии и с нарушением размера нулей. Так же нарушается размер при срисовывании элементов букв. Заучивание слов в среднем за 9 попыток, причем во время запоминания вплетаются другие слова, возникают побочные ассоциации. Умение составлять конструкцию предмета с помощью взрослого, благодаря наводящим вопросам. То же касается определения состава числа, группировка элементе в числа и названия смежных чисел.
Итак, дети, условно готовые к обучению, при хорошей мотивации и познавательной активности имеют недостаточную направленность психомоторных действий, нарушения культурно-слуховой памяти, выраженную потребность в дополнительных стимулах деятельности, которую предоставляет взрослый в различных формах (поощрение, образное сравнение, эмоциональная поддержка).
Эти дети проявляют неравномерность результатов, не зависит от сложности задач: двигательные ответы тормозились, рука останавливалась, не окончив движение с последующим продлением действия. Такой тип исполнения задач свидетельствует о дезорганизующем влиянии психоэмоциональных состояний (тревоги, неуверенности и т.п.).
На наш взгляд, дети, условно готовые к обучению, имеют типологические характеристики, которые проявляются в различных видах психомоторной активности. Это дети с эмоционально-чувственными и образно-эмоциональными особенностями психомоторных действий. Выполнение учебных заданий для детей, которые условно готовы к школе, будет успешным тогда, когда учитель будет осуществлять индивидуальный подход на основе учета особенностей психомоторной организации и подбирать стимулы (слово, образ, чувство).
Дети, которые не готовы к обучению.
Дети имеют мотивацию к выполнению задач, но в большинстве случаев не могут это сделать без помощи взрослого. Двигательные действия выполняются по стереотипам, дети могут перестроить программу движений, словесные инструкции воспринимают плохо, но способны повторить движение, которое выполняет взрослый. В рисовании доминируют нечеткие линии, напор слабый, неуверенность в описании округлых форм, линии прерывистые, цветовая гамма однообразная, содержит 2-3 цвета. Неспособность самостоятельно передать сюжет, пространственные отношения и величину предметов. Отмечается беспомощность при выполнении задач, сопровождается словами: «не могу», «не умею», «не знаю». Рисование элементов букв и цифр связано с техническими трудностями: дети неумело координируют движения рук, концентрируют мышечные усилия на кончике карандаша. Выполнять макро- и микродвижения могут, только повторяя показанное взрослым, могут передать с помощью жестов и телодвижений форму и содержание. С графическими попытками не могут справиться, допускают нарушения в передаче пространственных отношений: уменьшение размера и количества элементов букв. Запоминание слов возможно после длительных упражнений, но содержание в памяти всего 6-7 слов из 10. Рисование нулей правой рукой замедленное, количество - 2-3, а левой рукой писать не пробуют. На первое место у детей этой группы выходит недостаточная познавательная активность как в вербальной, так и в невербальной формах, проявляется в отсутствии произвольной регуляции психомоторных действий.
Психомоторное обследование позволяет провести анализ составляющих познавательной деятельности 6-7 летних дошкольников, выявить детей, не готовых к обучению в школе, дифференцировать детей с различными психомоторным возможностями, дать прогноз успешности обучения на ближайший период школьного обучения и составить программу индивидуального психомоторного развития с использованием упражнений и заданий двигательного содержания.