Дошкольное детство - короткий отрезок в жизни человека, всего лишь семь лет. Но они очень важны. Развитие ребенка в этот период происходит очень быстро: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности. В этот период интенсивно прогрессирует процесс познания. Ребенок осваивает родной язык, происходит совершенствование восприятия цвета, формы, объема, пространства, времени. Развиваются виды и особенности внимания, памяти, мышления.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой: за этот период ребенку нужно пройти долгий путь развития игровой деятельности. Для того, чтобы правильно и интересно организовать игры, важно вызвать у детей жизнерадостное настроение, активное поведение: учить играть с игрушками, бережно к ним относиться, замечать их привлекательность, красоту, воспитывать желание играть вместе со сверстниками, формировать стремление к общению, доброжелательному отношению друг к другу.
Во время игр развивается речь детей; они знакомятся с названиями предметов; тем, как действовать с ними, с их назначением, с некоторыми качествами; уточняется и углубляется представление об окружающей среде, воспитывается сообразительность.
Особое внимание в раннем и младшем дошкольном возрасте отводится действиям с предметами, во время которых расширяется сенсорный опыт малыша, ребенок учится ориентироваться в признаках предмета. Важное значение практических действий с предметами – это развитие мышц рук, мелкой моторики пальцев. Физиологи доказали, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на мышление и стимулирует речевое развитие.
Развитие мелкой моторики происходит через игру, действия с предметами, которыми могут быть не только обычные игрушки, но и пуговицы, крышечки, мочалки, палочки, прищепки и тому подобное.
Специфика детских игр заключается в интеграции в различных видах деятельности. Во время выполнения упражнений ребенок создает образы, используя различные, доступные ему материалы. Практические игровые действия детей целесообразно обогащать применением художественного слова (загадками, стихами).
Цель данной развивающей программы:
- Содействие развитию умственной активности ребенка;
- Речевое развитие ребенка;
- Развитие общей и мелкой моторики у детей
- Создание условий, обеспечивающих свободу самовыражения каждого воспитанника;
- Формирование у детей навыков вербальной и невербальной коммуникации, толерантного отношения к окружающим.
Задача программы:
- Развивать психические процессы дошкольников: память, внимание, воображение, мышление;
- Развивать связную речь;
- Развивать пространственное представление;
- Совершенствовать систему знаний об объектах и явлениях окружающего мира;
- Формировать самостоятельность в деятельности, воспитание базовых качеств личности.
Структура программы:
Программа ориентирована на группу из 6-8 детей младшего дошкольного возраста.
Состоит из 12 занятий, которые проводятся один раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия 15 - 20 минут.
Может использоваться практическими психологами, воспитателями детских садов.
Программа занятий
Занятие 2. «Лучезарное солнышко улыбнулось детям»
Занятие 3. «Дождик, дождик кап-кап-кап»
Занятия 6. «На бабушкином дворе»
Занятие 7. «Давай поиграем вместе»