Актуальность проблемы
Если в процессе обучения учащихся учитель учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, успех достигается быстрее и при минимальных затратах времени.
Увеличение количества задач должно сочетаться с обязательным повышением их сложности. Это будет способствовать интеллектуальному развитию, станет эффективным средством формирования способностей ребенка.
Целесообразно эту работу начинать с детьми дошкольного возраста.
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является древнейшим методом воспитания и обучения. Именно поэтому этот метод и был положен в основу данной программы. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Цель программы: развивать самопознание ребенка через психологическую сказку, формировать жизненную и социальную компетентности дошкольника.
Задача программы:
- развивать потенциальные возможности личности: память, интеллект, способность к творческой деятельности;
- способствовать проявлению собственной инициативы, реализации способностей, задатков, таланта детей;
- помогать ребенку в сложном процессе социализации;
- объединять усилия педагогов дошкольного учреждения, родителей в создании оптимальных условий для воспитания и развития творческой реализации детей;
- помогать ребенку познать себя, свои способности и наклонности.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Приобретение социального опыта, самостоятельности как базового качества личности.
- Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, речи, творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Формирование морально-этических ценностей, воспитания в душе ребенка гармоничного видения мира.
- Развитие духовного потенциала дошкольников.
- Развитие саморефлексии, самоанализа, повышение способности к самоконтролю и самоорганизации.
- Умение использовать приемы релаксации и умение противостоять давлению.
Учебно-тематический план программы
«В королевстве внутреннего мира»
Наименование раздела, темы, количество часов
1. Модуль 1. Наука об обыкновенных чудесах 10 ч.
1.1. Занятие «Я» и моя душа» 2 ч.
1.2. Занятие «Королевство внутреннего мира» 2 ч.
1.3 Занятие «Я» и моя память» 2 ч.
1.4 Тренировка и развитие памяти 2 ч.
1.5 Сказкотерапия: Сказка «Красота»
2. Модуль 2. «О профессоре Мышлении и свирепом Драконе» 8 ч.
2.1. Занятие «Я» и мой ум» 2 ч.
2.2. Занятие «Я» и мои способности» 2 ч.
2.3. Психологический практикум «Развиваем мышление» 2 ч.
2.4. Сказкотерапия: Сказка «Трудолюбие»
3. Модуль 3. «О волшебных зеркалах» 12 ч.
3.1. Занятие «Я - образ» 2 ч.
3.2. Занятие «Я» и другие» 2 ч.
3.3. Занятие «Настоящее Я» 2 ч.
3.4. Занятие «Я» и мои эмоции» 2 ч.
3.5. Психологический практикум «Познай себя» 2 ч.
3.6. Сказкотерапия: Сказка «Нежность» 2 ч.
4. Модуль 4. «О Дереве Характера» 6 ч.
4.1. Занятие «Я» и мой характер» 2 ч.
4.2. Психологический практикум «Каким человеком я вырасту?» 2 ч.
4.3. Сказкотерапия: Сказка «Хлебное зернышко»
5. Модуль 5. «О типах темперамента» 6 ч.
5.1. Чтение сказки «Четыре рыцаря» 2 ч.
5.2. Психологический практикум «Кто «Я»?» 2 ч.