Модуль 1. Наука об обыкновенных чудесах
Пояснительная записка к программе
Цель: развивать познавательную активность детей, их наблюдательность, чувственное восприятие, воображение, память.
Оборудование: цветные осенние листочки, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Игра «Спинкой к спинке».
Из группы детей выбирают двух, ставят их спинами друг к другу, они по очереди описывают внешность друг друга (глаза, одежда и т.д.).
2. Игра-задача «Сложи букет»
Психолог: «Вы любовались золотом осени? Найдите желтые, зеленые, лимонные, рыжие, медные, бронзовые, коричневые листочки, составьте букет. Сравнивая их, любуемся, запоминаем оттенки от зеленого до коричневого и от багрового до бордового.
3. Задача: описание «Осень»
Послушайте внимательно описание об осени и запомните, как можно больше красивых слов, назовите слова или целые предложения, запавшие вам в душу.
4. Задача: игра «Нарисуй музыку»
Сейчас прозвучит музыка, а вы нарисуете музыку в своем воображении. Закрыв глаза, произвольно чертите линии. Откройте глаза и попробуйте передать свои ощущения словами. Можно нарисовать образы на бумаге.
После прослушивания музыки вопрос к детям:
- Какого цвета эта мелодия?
- Какое настроение она вам навевает?
- Что хочется вам делать, на какие действия побуждает вас музыка?
- Какие образы вы себе представили? Что видели, пока слушали музыку?
5. Игра-задача «Чебурашка»
Для игры необходимо приготовить несколько рисунков чебурашек с различными эмоциональными выражениями лица.
Посмотрите на рисунок и скажите, кто из чебурашек больше всего любит осень? Почему вы так считаете? Каким чаще бываешь ты? Что указывает на настроение человека? А как сделать, чтобы в ваших глазах засверкали огоньки?
6. Подведение итогов
- Комфортно ли вам было на занятии?
- Какой чебурашка вам больше всего понравился?
- А на прощание подарим улыбку друг другу и наберемся доброй энергии. Каждый ребенок выбирает себе образ. Группа детей с общими образами говорят вслух текст:
«Я - солнышко»
«Я - маленькое солнышко. Я купаюсь в голубых волнах моря. Я - как желтый шар. У меня много тепла и света. Я дарю свое тепло всем на земле: лесам, полям, рекам, людям. Я превращаюсь в маленький солнечный лучик и весело прыгаю. Как солнечный зайчик».
«Я - птичка»
«Я - птичка, я расправляю свои крылья и свободно летаю в голубом небе, спускаюсь на землю, сажусь на веточку рябины, любуюсь ею, поклюю ее, погреюсь на солнышке и весело спою: цвиринь-чирик, цвиринь-чирик».
«Я - тучка»
«Большая, черная, пушистая, легкая тучка. Я свободно плыву в синем небе. Мои руки легкие, они помогают мне лететь. Я поднимаю глаза к небу и наполняюсь светом. Я становлюсь добрее, веселее, красивее. Я чувствую в себе дождь. Я могу подарить свой дождь земле. Я выдыхаю дождь и прозрачными капельками падаю на землю».
«Я - листочек»
«Я - маленький листочек, позолоченный осенью. Меня весело качает ветерок и будто зовет за собой. И вот я отрываюсь от веточки, взлетаю. Как хорошо кружить над землей! А когда я устаю - спускаюсь на нее отдохнуть ...»
«Я - огонь»
«Я - огонь. Я выдыхаю тепло и поднимаюсь вместе с ним высоко-высоко над землей. Я свободен. Я лечу».
«Я - ручеек»
«Я - ручеек. Я медленно спускаюсь вниз по течению. Легкий ветерок покачивает меня. Я вдыхаю в себя свободу и она наполняет мое тело теплом. Моим рукам и ногам приятно прохладно. Я чувствую приятное чувство на щеках».
«Я - дождь»
«Я - дождь. Я падаю из большой тучи и лечу над землей. Я маленькая прозрачная капля. Я кружу в воздухе. Я падаю на желтый листочек, касаюсь его губами, руками, всем телом. Я падаю на землю, она обнимает меня и легко вздыхает».