Занятие 12 «Познай себя» из программы «В королевстве Внутреннего мира»

Модуль 3. «О волшебных зеркалах»

Пояснительная записка к программе

Цель: развивать у детей правильное представление о себе, формировать позитивное отношение к окружающим, закрепить нравственные ориентиры ребенка.

Оборудование: загадки, картинки «Маски настроения», венчик с разноцветными лентами, картинки с мальчиками: «Опрятный», «Неопрятный»; лист бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия психолога

1. Загадки открытия

Дети, прослушайте очень интересную загадку: «Горшок  наполнен умом, семь дырочек в нем» (Голова)

- Сделайте открытия и назовите семь дырочек (рот, уши, ноздри, глаза)

- Еще одну загадку попробуйте отгадать: «Один говорит, двое слушают, а еще двое смотрят» (Рот, уши, глаза)

- Кто один в одном говорит? (Рот и в нем язычок, говорит)

- Знаете, что язычок имеет два замочка? (Зубы и губы)

Давайте потренируемся: держите язычок за зубами, можете говорить? А теперь испугайтесь, откройте рот, можете говорить? Нет! Видите, какое открытие мы с вами сделали.

- Когда вы впервые видите человека, то невольно обращаете внимание на его глаза. Глаза много говорят о настроении человека, его чувствах, о душевном состоянии.

- Скажите, когда у человека счастливое выражение глаз? (Когда на душе радостно).

- А если вы капризничаете, не слушай маму, или, когда она болеет, какие у нее будут глаза? (печальные, грустные). Так вот, дети! Глаза - это зеркало души.

2. Задача-игра: «Маски настроения»

 развивающая психолого-педагогическая программа, программа психологических занятий, занятие психолога развитие памяти, занятие психолога развитие мышления

Увидев маску, воспроизведите ее на своем лице, скажите, какое настроение она создает (детям предлагают 4 выражения лица с соответствующими изображениями: покой, удивление, радость, печаль).

Маска покоя: покой расслабляет человека, поэтому на его лице все отдыхает: глаза нешироко раскрыты, линия рта прямая - губы не улыбаются.

Маска удивление: когда человек встречается с чем-то необычным, его лицо меняется. Глаза широко открываются и становятся круглыми от удивления. Рот полуоткрытый, округлой формы. Покажите, как вы удивились, увидев это! Дети рассказывают, что помогло им изобразить это состояние.

Маска радости: от радости лицо человека озаряется улыбкой. Не только рот улыбается, но и глаза, брови, щеки, даже нос. Если же улыбаются сами губы, а глаза молчат, такая улыбка неискренняя, что-то мешает человеку радоваться всей душой.

Маска печали: печаль - это уныние, плач, грусть. Печаль подавляет человека, делает его будто немного меньше ростом. У него опускаются плечи, руки, склоняется голова. Тяжелые чувства делают глаза невеселыми. Губы плотно сомкнуты, их уголки опущены, появляются морщинки печали.

Информационные сведения для детей:

Лицо человека можно читать, как книгу. Внимательно вглядываясь в него, можно понять настроение человека, его чувства. Выразительное лицо в движении называется мимикой (изменение выражения лица). Итак, встретился человек с красотой, удивился, обрадовался, и выражение лица у него изменилось - лицо стало прекрасным, на нем будто отразилось увиденное.

По мимике больного можно определить диагноз, какое заболевание у него. Тот, кто умеет читать мимику, лучше понимает других.

- Какое выражение лица будет у вашей мамы, когда она сердится на вас? Или если она счастлива?

3. Цветовая игра «Закончи предложение»

Цель: учить детей устанавливать связь между цветом и окружающей средой, развивать творческое воображение, мышление.

Оборудование: венчик с разноцветными лентами.

Голубая лента похожа на голубую ... (реку)

Зеленая - на ... (травку)

Розовая, красная - на ... (праздник)

Все вместе - на ... (радугу)

4. Упражнения на развитие «Я-образа»

Задача детям:

- Подойдите к зеркалу, внимательно посмотрите на себя и скажите, какого цвета у вас глаза, волосы?

Дети, о глазах поэты слагают песни, а в народе говорят: «Глаза - зеркало души», потому что они помогают нам узнать, что на душе, в сердце каждого. Помогают нам общаться, выбирать друзей. Глаза помогают детям мыслить, через них идет сигнал в мозг, и в мозгу рождаются мысли. Надо внимательно присматриваться вокруг себя, рассматривать, рассуждать, чтобы стать мудрее, ведь глаз управляет нашими руками и ногами.

Послушайте строчку из песни: «Ой, вы глаза васильковые». О каких глазах идет речь?

- С чем сравнивают поэты глаза человека? Подумайте, что именно указывает на настроение человека? Можно ли определить его, когда смотришь на уши? На волосы? Итак, наши глаза могут быть разными: и счастливыми, и грустными. Сделайте счастливое выражение лица!

Вы смотрели в зеркало. Запомнили, какого цвета у вас волосы?

Дети, отдыхая, должны использовать различные степени сравнения: темнее, светлее, темное, светлое.

Предложите трем девочкам выйти в середину комнаты, и сравните их волосы, говоря: «У Оксаны темнее волосы, чем у Светланы, но светлее, чем у Юли».

- У кого из девочек темные (светлые) волосы?

5. Игра «Какого ты роста?»

Проводится аналогично Женя выше Ромы и ниже Максима. Кто самый высокий (низкий)?

Задача детям.

При построении мальчики и девочки могут помериться на практике, повернувшись спинками друг к другу. Детям нравится это делать, они сознательно сравнивают себя. Игру можно усложнить с целью тренировки памяти. Например, можно предложить детям побегать по залу и стать в две шеренги по 6 - 7 человек. В каждой шеренге ведущий возвращается к детям, смотрит кто за кем стоит, отворачивается и называет всех по порядку. Затем отвечает на вопрос: кто стоит позади, в конце, впереди, кто в середине? Дети из шеренги следят за ответом: правильно ли запомнил товарищ своих друзей. Скажите, что в вашей внешности является наиболее привлекательным? Улыбнитесь, вам нравится ваша улыбка? Мне тоже она очень нравится, ведь когда вы улыбаетесь, ваши лица становятся веселыми, радостными симпатичными. И если бы не ваши глаза, нам было бы трудно найти общий язык, ведь глаза говорят нам обо всем. А какие красивые у вас всех волосы: чистые, блестящие, мягкие, радуют глаз. Хочется прикоснуться к ним. Ухаживайте за ними, тщательно расчесывайте их, будьте аккуратными и улыбайтесь чаще.

6. Психодиагностическая игра «Нарисуй себя»

 развивающая психолого-педагогическая программа, программа психологических занятий, занятие психолога развитие памяти, занятие психолога развитие мышления

Инструкция: посмотрите на картинки. На какого мальчика каждый из вас больше похож? Нарисуйте себя.

7. Задача - игра «Выберите себе жилье»

Оборудование: иллюстрации домов Доброты, Щедрости, Разума, Силы.

Ведущий: это дом Доброты. На верхнем этаже живут добрые дети, на нижнем - те, у кого меньше доброты. Поселил их в этот дом Волшебник. Как ты думаешь, на каком этаже Волшебник поселит тебя? А твоих друзей: Васю, Таню, Олю? Объясни почему?

8. Подведение итогов

Дети, следите за своими действиями, словами, поступками, тогда вы все поселитесь на верхних этажах.