Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.
Повышенная агрессивность детей является одной из самых больших проблем в детском коллективе. В ходе наблюдения за воспитанниками ДОУ можно сделать вывод, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.
В ходе психодиагностической работы было установлено, что большинство параметров возрастного развития агрессивных дошкольников почти не отличается от аналогичных показателей у их ровесников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастным нормам, а в некоторых случаях даже превышает их. Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети хорошо владеют игровой деятельностью и могут организовать самостоятельно интересную игру. Следовательно, уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Исследования проведенные среди воспитанников старших групп показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных детей, но существуют существенные различия между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. По результатам исследования было выявлено, что своим социальным статусом в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть те, которых предпочитают, которыми пренебрегают, и даже лидеры.
Существенно отличается отношение агрессивных детей к ровесникам. Другой ребенок является для них конкурентом, препятствием, которое нужно убрать. Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере взаимоотношений с ровесниками.
Кроме того, всех агрессивных детей объединяет общее свойство - неспособность видеть и понимать другого.
Цель данной программы: психокоррекция детской агрессивности; формирования навыков саморегуляции, внутренних аффективных процессов и эмоциональной адекватности в контактах детей с окружающим миром.
Задача программы:
- Снизить уровень детской агрессивности.
- Гармонизировать уровень базальной эмоциональной регуляции путем обучения способам регуляции эмоциональных состояний;
- Развить умение анализировать свое внутреннее состояние и состояние других детей;
- Снизить уровень личностной тревожности.
- Научить детей конструктивным формам общения, поведенческих реакций, снятию деструктивных элементов в поведении.
- Обучить приемлемым формам выражения гнева агрессивных детей, техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями.
- Развить адекватный уровень самооценки и самоконтроля.
-Сформировать нравственные представления, альтруистические формы поведения.
Отбор детей для коррекционной работы осуществляется на основе психодиагностики, которая осуществляется путем наблюдения; интерпретации серии проективных методик «Кинетический рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек».
Этапы коррекции:
I этап - ориентировочный (4 занятия), направленный на близкое знакомство психолога с детьми;
II этап - реконструктивный (9 занятий), его задачей является собственно снижение высокого уровня агрессивности и тревожности, выработка навыков речевого общение;
III этап - закрепляющий (3 занятия).
Организация занятий: программа включает 14 занятий; количество занятий в неделю - 2, продолжительность занятий - 25-30 мин.; количество детей в группе - 6-7 человек шестилетнего возраста.
Оборудование: магнитофон, кассеты с записями спокойной, мелодичной музыки, воздушные шарики, цветы, фломастеры, пластилин, альбомы, карандаши, краски, кукла.
Структура занятий программы:
1. Вступительная беседа психолога, целью которой является рефлексия прошедшего занятия, упражнения на мышечную релаксацию.
2. Основная часть, во время которой используются игры и упражнения направленные на:
- обработку психотравмирующих ситуаций;
- выработку социально приемлемых способов выражения эмоциональных реакций: гнева, ревности, обиды и т.д.;
- формирование адекватных способов эмоционального реагирования на негативные переживания.
В основной части используются такие методы и приемы как:
- прослушивание и обсуждение рассказов;
- разыгрывание этюдов;
- игры-инсценировки.
3. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Психогимнастика.
4. Танцевальная терапия, музыкотерапия, арт-терапия. Танец в сочетании с другими техниками позволяет ребенку найти способы выражения себя, своего внутреннего состояния. Танец может выполнять не только терапевтическую, профилактическую, но и диагностическую функции.
5. Заключительный этап, направлен на рефлексию занятия (Что нового сегодня мы узнали на занятии? Что особенно понравилось? Почему?)
6. Прощание.
Средства отслеживания эффективности программы: с помощью повторной диагностики определяется уровень агрессивности и тревожности.
Используются те же методики, что и для первичной диагностики. Об изменении уровня агрессивности у детей можно узнать у воспитателей и родителей дошкольников.