Программа психолога по снижению агрессивности у дошкольников. Пояснительная записка.
Цель: закреплять знания детей об эмоциях, игровая коррекция агрессивности.
Упражнение «Найди пару»
Цель: развивать у детей невербальные формы общения.
Дети становятся в круг.
Психолог. На счет «раз» каждый из вас должен, оставаясь на своем месте, найти себе пару. Когда я скажу «два», вы вместе начнете выполнять одинаковое движение. Затем я снова скажу «раз» - и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение уже с новым партнером.
Упражнение «Злость и радость»
Цель: познакомить с эмоциями, научить различать эмоциональные состояния.
Рассмотрение пиктограммы «злость». Сравнение ее с пиктограммой «радость».
Беседа психолога с детьми:
- Когда вам бывает весело?
- Почему бывает грустно?
- Когда люди сердятся?
- Почему злятся?
- На что похожа злость?
- На что похожа радость?
- Какая злость на вкус?
- Какого цвета может быть злость?
Дети вспоминают злых и добрых сказочных героев.
«Сердитый дедушка»
К дедушке в деревню приехал Ваня и сразу пошел гулять. Дедушка рассердился, что Ваня пошел со двора. А если из леса придет волк, что будет с Ваней?
Мимика: нахмуренные брови.
Чтение и обсуждение сказки «Пчела и Оса»
Жили две подруги - Пчела и Оса. Они имели много общего. Обе были обладательницами нежных прозрачных крыльев, которые носили их по полям и лугам, обе любили ласковое солнышко, и обе защищались от врагов с помощью маленького колючего копьях - жала.
Но в этом, к сожалению, прятались различия между Хорошей Пчелой и Злой Осой. Да - да, Пчела была хорошей, а Оса - злой. Почему так с ними случилось? А вот какая причина. Когда наши подруги были еще молодыми и беззаботными, они полетели далеко от знакомого луга и оказались в парке, где игралось много детей. Дети были веселые, искали новые интересные знакомства. Поэтому увидев двух хорошеньких летучих подружек, решили подружиться с ними. Самые смелые протянули руки к их крылышкам (ведь они заменяют насекомым ручки) и ...
Вот здесь и произошло самое главное в жизни Пчелы и Осы. Обе сразу ужалили смельчаков. Ведь Пчела, увидев, как поморщился от боли мальчик, так пожалела о своем свойстве выпускать жало, что чуть не умерла от жалости к мальчику. В тот же миг она решила: «Я буду защищаться так только для обороны. Я не хочу причинять боль другим, а хочу делать добро». Пчела была хозяйкой своего слова, и она начала собирать мед и пыльцу с цветов, опылять растения и просто утешать всех песенкой своих крылышек. Люди стали строить для нее избушки - ульи и даже подкармливали ее в трудное время.
Но не так было с Осой. Ужалив мальчика, она еще больше надулась от черной злобы, когда увидела, как больно ребенку. Жалости к мальчику у Осы не было совсем, и она желала всем только зла, зла, зла.
Как изначально не были похожи Пчела с Осой, то изменения в их поведении сделали их вполне отличными и снаружи. Там, где всегда радушно ждали Пчелку, там прогоняли и даже хотели уничтожить Осу. Ее постоянная злоба делала соседство с ней нежелательным, отсутствие доброты не добавляло ей друзей, а большая злость стала бременем даже для нее самой.
И как-то одинокая Оса начала просить помощи: «Помогите мне стать другой!»
Обсуждение
- Какой была Оса: хорошей или злой?
- А Пчела?
- Кто знает, как помочь Осе?
Игра «Волшебное заклинание»
Цель: выработка навыков ослабления негативных эмоций, обучение нормам поведения в ситуации агрессивности.
Психолог. Я по секрету скажу вам волшебное слово, это заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы заклинание подействовало надо ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Когда вы захотите поговорить с кем-то остановитесь, посмотрите другому ребенку прямо в глаза и сердито - сердито произнесите волшебное слово: «Тух - тиби - дух». Затем продолжайте двигаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-то и повторите: «Тух - тиби - дух».
Примечание. В игре заложен комичный парадокс. Произносить: «Тух - тиби - дух» и не засмеяться достаточно сложно.
Релаксация «Поплавок»
Цель: обучение малышей приемам расслабления.
Закройте глаза и представьте, что вы поплавок, который плавает по морским волнам ... Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и морские волны ... Солнечные лучи играют с вами, а шум моря и крики чаек убаюкивают ... Вам так приятно плавать по волнам, ни о чем не думать ... Вы чувствуете покой ... Но уже время возвращаться. На счет 3 открываете глаза и улыбайтесь друг другу. 1, 2, 3. Время вставать.
- До новых встреч!