Смотреть пояснительную записку к программе
I ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Получение информации об эмоциональном состоянии ребенка, его месте в семье, восприятие им своего места в семье, душевное равновесие дошкольника. Знакомство с кабинетом психолога, налаживание позитивных отношений между детьми.
Ход коррекционно-развивающего занятия психолога для дошкольников
1. Разминка. Игра «Добрый, внимательный хозяин».
Цель: формировать навыки владения собой (я - не моя злость, раздражение и т.д.), учить детей видеть негативные проявления со стороны, учитывать состояние других, даже если ты раздражен, формировать эмпатию.
Ход игры: Дети стоят полукругом. Психолог: «Когда вы возбуждены (злые, раздраженные и т.п.) вам трудно взять себя в руки. В таком состоянии вы можете натворить бед. Давайте договоримся, что вы - это не ваша злость, ярость, обида, стыд. Вы - это Аня, Витя, Коля. Не надо превращаться в злюку. Сделаем так: как только вы чувствуете, что можете из Вити превратиться в злюку, вы становитесь на одну ногу, а вторую поднимаете над полом. Руками плотно обнимите себя. Стойте как хозяева своего тела. Берегите себя и других от плохих слов и поступков. Наблюдайте, как топает ногами злость, как капризничает ярость, как смущается застенчивость. Вы наблюдаете за ними со стороны. Вы - это не ваши эмоции. Посмотрите вокруг: какая замечательная природа, как уютно в комнате, какие приятные лица ваших друзей. Стоите на одной ножке - упражняетесь в управлении собой. Вот уже и злость устала и злюка притихла и стыд успокоился. Опускаете ножку на пол. Вы победители - вы удержали «себя в руках».
2. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»
Получение информации о субъективном положении в семье помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи; семейные отношения, вызывают тревожность, или конфликтность ребенка; как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Тест состоит из двух частей: рисование и беседы после рисования.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй свою семью так, чтобы все ее члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы отвечать ребенку, что он может рисовать так, как ему хочется.
При интерпретации обратить главное внимание на следующие аспекты:
- анализ структуры рисунка
- анализ особенности рисунка отдельных членов семьи;
- анализ процессов рисования.
3. Заключительное упражнение. Игра «Как поведешь себя ты?»
Цель: упражнять в умении управлять своими эмоциями. Обучать практическим техникам лишения эмоционального негатива. Формировать эмпатию.
Ход игры:
Взрослый: «Представьте себе, что вас угостили чем-то вкусным. Вы оставили свое «удовольствие» на ужин. После прогулки поняли, что кто-то полакомился гостинцем. Что вы почувствовали? (Огорчились? Разозлились? Закапризничали?)». Выслушиваются варианты выхода из эмоциональной неурядицы. Предлагается: «Представьте, что у вас в руках топор (помогаете наколоть дрова). Знаете, как нужно стоять, чтобы наколоть дрова? Расставьте ноги, поднимите над головой топор и ударьте по полену. Каждый раз, когда вы с силой опускаете топор - говорите: «Ха!».
Вопрос:
- улучшилось ли у вас настроение?
- сожалеете о гостинце?
- чувствуете раздражение?
- что вы чувствуете?
Ритуальное прощание: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом!»