Тревога не связана с какой-либо ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопровождает человека, в каком - либо виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, высоты, замкнутого пространства.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 до 3 лет - частые ночные кошмары, на втором году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, одиночества, страх боли. В 3 - 5 лет для детей характерен страх одиночества, темноты, смерти, вымышленных героев. От 7 до 11 лет дети больше бояться «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» (Захаров А.И.-доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.).
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлении тревожности в характере ребенка.
Цель программы:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
- Снижение, а постепенно и устранение уровня постоянного беспокойства, тревоги, раздражительности, нарушения сна.
Задача:
- снизить уровень тревожности у дошкольника;
- снять излишнее напряжение;
- расслабить мышцы тела;
- создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения;
- повысить самооценку;
- научить доверять окружающим;
- снять нервное напряжение.
Содержание: занятия психолога с детьми проводятся исключительно в игровой форме, с использованием развивающих игр и упражнений.
Ожидаемые результаты: повышение самооценки ребенка, снижение уровня тревожности, проявления уверенности в себе.
Организация работы:
Коррекционно-развивающая программа занятий на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста рассчитана на 1 месяц.
Подготовительный этап (проводит воспитатель).
Первую неделю. Проведение по три игровых упражнения в течение дня.
(А. Лютова, Г. Монина «Шпаргалка для родителей», 2007)
- Упражнения на релаксацию и дыхание: «Драка»; Воздушный шар; «Корабль и воздух»; «Подарок под елкой»; «Дудочка».
- Этюд на расслабление мышц: «Штанга»; «Сосулька»; «Шалтай - Болтай»; «Винт»; «Насос и мяч»; «Водопад»; «Танцующие руки»; «Слепой танец».
- Игры, направленные на развитие у детей чувства доверия и уверенности в себе: «Гусеница»; «Смена ритмов»; «Зайцы и слоны»; «Волшебный стул».
- Игра парами «Театр масок». (проводит психолог детского сада).
Занятие проводится с группой детей с высоким уровнем тревожности, по 5 - 7 участников, по 2 занятия в неделю (проводит практический психолог).
Структура проекта: занятия проводятся в игровой форме, без негативного оценивания.
Каждое занятие включает:
- приветствие,
- основные упражнения,
- игры,
- рефлексию,
- прощание.
Занятие №4. «Путешествие в страну темного леса»