Коррекционно-развивающая программа занятий на снижение уровня тревожности у дошкольников

Тревога не связана с какой-либо ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопровождает человека, в каком - либо виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, высоты, замкнутого пространства.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 до 3 лет - частые ночные кошмары, на втором году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, одиночества, страх боли. В 3 - 5 лет для детей характерен страх одиночества, темноты, смерти, вымышленных героев. От 7 до 11 лет дети больше бояться «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» (Захаров  А.И.-доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.).

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлении тревожности в характере ребенка.

Цель программы:

- Повышение самооценки.

- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

- Снятие мышечного напряжения.

- Снижение, а постепенно и устранение уровня постоянного беспокойства, тревоги, раздражительности, нарушения сна.

Задача:

- снизить уровень тревожности у дошкольника;

- снять излишнее напряжение;

- расслабить мышцы тела;

- создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения;

- повысить самооценку;

- научить доверять окружающим;

- снять нервное напряжение.

Содержание: занятия психолога с детьми проводятся исключительно в игровой форме, с использованием развивающих игр и упражнений.

Ожидаемые результаты: повышение самооценки ребенка, снижение уровня тревожности, проявления уверенности в себе.

Организация работы:

Коррекционно-развивающая программа занятий на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста рассчитана на 1 месяц.

Подготовительный этап (проводит воспитатель).

Первую неделю. Проведение по три игровых упражнения в течение дня.

(А. Лютова, Г. Монина «Шпаргалка для родителей», 2007)

- Упражнения на релаксацию и дыхание: «Драка»; Воздушный шар; «Корабль и воздух»; «Подарок под елкой»; «Дудочка».

- Этюд на расслабление мышц: «Штанга»; «Сосулька»; «Шалтай - Болтай»; «Винт»; «Насос и мяч»; «Водопад»; «Танцующие руки»; «Слепой танец».

- Игры, направленные на развитие у детей чувства доверия и уверенности в себе: «Гусеница»; «Смена ритмов»; «Зайцы и слоны»; «Волшебный стул».

- Игра парами «Театр масок». (проводит психолог детского сада).

Занятие проводится с группой детей с высоким уровнем тревожности, по 5 - 7 участников, по 2 занятия в неделю (проводит практический психолог).

Структура проекта: занятия проводятся в игровой форме, без негативного оценивания.

Каждое занятие включает:

- приветствие,

- основные упражнения,

- игры,

- рефлексию,

- прощание.

Занятие №1. «Знакомство»

Занятие №2. «Мое имя»

Занятие №3. «Настроение»

Занятие №4. «Путешествие в страну темного леса»

Занятие №5. «Осталось немного»

Занятие №6. «Я больше не боюсь»