Введение
Детские страхи - явление довольно распространенное, они могут возникать при определенных обстоятельствах. Страх - это та эмоция, которая появляется во время угрозы для жизнедеятельности человека в ситуации, когда срабатывает инстинкт самосохранения. Дети, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и пережили стресс, нуждаются в психологической и моральной поддержке. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха колеблется в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, тревога, страх, ужас.
Причины возникновения детских страхов:
1. Критическая ситуация, сложные жизненные обстоятельства, длительная стрессовая ситуация, последствия боевых действий, насилия. Ребенку необходима всесторонняя помощь группы специалистов.
2. Случай, который действительно случился с ребенком. Жизнь вокруг достаточно разнообразна и не всегда безопасна: испугала собака, застрял в лифте, на улице приставал какой-нибудь дядя. Эти страхи легче поддаются коррекции. Если подобное больше не повторяется, большинство страхов проходят сами по себе.
3. Особенности характера ребенка. Появлению и главное закреплению страхов, способствуют такие качества как тревожность, подозрительность, недоверчивость, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей), болезненность. Все это становится основой для расцвета страхов, которые возникли во время экстремальной ситуации. А откуда же берутся все эти черты характера? В большинстве случаев от нас, взрослых!
4. Воспитание детей методом запугивания: «Не будешь есть, заберет тебя Бармалей!»; «Не плачь, а то отдам тебя чужому дяде»; «Если не будешь спать, придется за тобой Баба Яга!» и т.п. Наверное, нам неоднократно приходилось слышать подобные «шедевры» педагогического воздействия. Теперь ребенок знает, что близкие для него люди могут отдать его чужому дяде, никто не защитит его от Бабы-Яги. Как же это несправедливо - наказывать ребенка страхом! Лучше сообщить ребенку, что его поведением недовольны вы лично, именно вы, а не какая-то Яга. Тогда ребенок увидит, что им недовольны ближайшие для него люди - мама или отец, воспитательница или учительница. Это очень влиятельный метод.
5. Тревожные родители. Очень часто дети боятся чего-то не сами по себе, а потому, что этого боятся их родители, бабушки. В большинстве случаев такая ситуация встречается в семьях, где у мамы или бабушки наблюдается высокий уровень тревожности в отношении ребенка, особенно, если малыш - единственный, поздний или недостаточно здоровый.
6. Детские фантазии. У кого-то это качество развито меньше, у кого-то - больше, однако мир фантазий обычная среда для дошкольников и младших школьников. И этот мир пока не контролируемый, некоторые фантазии выходят из-под контроля, становятся непослушными и более страшными. В любом случае ребенок сам создает свой мир и свой страх.
7. Наличие другого, более серьезного расстройства. Если вместе со страхами у ребенка появляются и другие проблемы поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание - возможно, у него невроз. Если детские страхи весьма необычные по своему содержанию и способам проявления; если ребенок слышит угрожающий голос или видит то, чего не видят другие, тогда это повод для серьезного беспокойства и для срочного обращения к специалистам: медикам и психотерапевтам.
С трех до пяти лет у ребенка среди чувств доминирует любовь. С другой стороны, начинает формироваться понятие вины, ответственности, а так же чувство сопереживания. Ребенок может даже расплакаться «за компанию», так как видел, как друг упал и переживает вместе с ним боль и страх. Эти процессы протекают на фоне фантазии, развиваются. При всем этом, надо помнить, чтобы лучше понимать, какие страхи испытывают дети 3-5 лет, как им помочь:
- страх оказаться нелюбимым;
- страх одиночества,
- страх темноты;
- страх замкнутого пространства;
- страхи мифических персонажей;
- страх нападения.
- и т.д.
Методы диагностики детских страхов:
1. Наблюдение за физическим состоянием ребенка (учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, бледное лицо, влажные ладони, постоянная напряженность мышц, не связанные с питанием и инфекциями частые запоры или наоборот диарея).
2. Беседа. Ребенок должен быть не младше трех лет, относится к взрослому дружелюбно, во время разговора взрослый сидит не напротив, а рядом с ребенком. Если отношения и привычки ребенка это позволяют, его можно взять за руку. Разговаривать надо негромким голосом, спокойно, не подгоняя ребенка и не задавая ему несколько вопросов сразу. Детские психологи выделяют порядка 30 типовых страхов, распространенных у детей от 3 до 15 лет. Необходимо формировать список для опроса, помня о том, что у каждого возрастного периода - свои основные страхи. Страхи лучше не читать по листу, а называть по памяти. Формулируя вопрос, не надо каждый раз повторять: «А ты боишься? ..» - чтобы избежать «наводнения» страхов.
3. Наблюдение за играми (ребенок склонен к агрессивным играм, легко погружаются в мистический мир и очень серьезно относятся к религии (даже в дошкольном возрасте), привычка ломать, рвать игрушки, стремление ребенка причинить боль животному).
4. Методики, основанные на рисунках («Рисунок семьи», «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек»). Используют их с детьми от пяти до десяти лет, хотя при необходимости можно попробовать протестировать и двухлетнего малыша. Важно, чтобы ребенок не просто рисовала, а проговаривал те образы и приемы, с помощью которых он создает картинку. Акцентировать внимание испытуемого на том, что он проходит тест, совсем не обязательно. Напротив, надо создать непринужденную, легкую атмосферу, поговорить о том, что ребенку интересно, о чем он может выразить свое мнение. Но, опять-таки, не определяя конкретную тему, чтобы не задавать определенные рамки будущего рисунка. Сами по себе образы не являются прямым указанием на скрытые страхи. Важно отношение к ним малыша, пропорции и взаимное расположение объектов на картинке.
5. Выявить страхи можно в ролевой игре. Где-то с трех лет дети начинают воспринимать игрушки не просто как предметы для исследования, а как полноправных участников развлечений. Они начинают говорить с ними, выстраивать с ними те или иные отношения. Присоединившись к такой игре, взрослый может узнать много нового. Для этого надо (спросив разрешения у маленького хозяина игрушек) выбрать для себя куклу и роль. Главное - просто время от времени встраивать в игру вопросы, которые могли бы определить очертания страхов малыша и их масштабов.
6. Анкетирование и беседы с родителями.
Цель программы: предупреждение и коррекция тревожности и страхов у детей 3-5 лет (2-й младшей и средней групп).
Задание:
- снизить уровень тревожности детей;
- уменьшить эмоциональное напряжение детей;
- повысить уровень самооценки;
- сформировать у детей нравственные представления, способствовать нахождению конструктивных форм поведения и нового опыта общения.
Этапы программы
1-й этап - адаптивный период. На этом этапе происходит адаптация детей к условиям работы в группе, усвоение правил, снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы защищенности, диагностируются характер тревожности и страхов, барьеры общения каждого ребенка (2 занятия)
2-й этап - формирующий. Его задачами являются снижение уровня тревожности, формирование уверенности в себе, повышение самооценки, предупреждения и коррекция страхов, присущих возрасту, обучение приемам саморегуляции (5 занятий)
3-й этап - итоговый, во время которого нужно познакомить с новыми формами реагирования на пугающую ситуацию, умение справляться с негативными эмоциями (3 занятия).
Отбор в коррекционную группу осуществляется по результатам диагностики детей дошкольного возраста. Для диагностики используют методы: беседа, наблюдение, анкетирование родителей.
Структура занятий:
1. Приветствие. Эмоциональное включение в занятие.
2. Основная часть. Уделяется основная часть времени и основная смысловая нагрузка. Формы работы: сказкотерапия.
3. Расслабление. Использование подвижных игр, терапия рисованием.
4. Прощание.
Организация занятий
Группа состоит из 6-8 детей младшей или средней групп дошкольного учреждения.
Программа рассчитана на 1,5 месяца и состоит из цикла 10 занятий.
Количество занятий в неделю - 1.
Продолжительность занятия - не более 20 мин.
Критерии эффективности программы
1. Положительное отношение к сверстникам, взрослых.
2. Адекватная реакция на различные жизненные ситуации.
3. Уверенность в своих силах, чувство самоуважения.
4. Развитие познавательной активности.