Современный этап развития государства характеризуется развитием принципиально новой системы общественных отношений, прежде всего в экономической и общественной сферах. Условия жизни быстро меняются, требуют от каждого человека самостоятельности решений, инициативности, умения гибко адаптироваться. Это, в сочетании со многими кризисными явлениями часто обостряет психологические переживания человека, что иногда порождает кризис его внутреннего мира.
Особенно уязвимыми к негативному влиянию страха являются дети старшего дошкольного возраста, поэтому страх может наносить значимый вред их здоровью и психическому развитию. Исходя из вышесказанного, дети, а также их родители нуждаются в квалифицированной психологической помощи в решении вопросов преодоления ребенком страха.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Многочисленные психологические исследования страха создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано много, однако, проблема страхов у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Возникает необходимость осуществления интервенции средствами психологической коррекции. Традиционно, психологи применяют методы арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии в работе с детскими страхами, но это лишь снимает симптомы, а не причину возникновения страхов. Психокоррекционная программа, прежде всего должна быть направлена на преодоление причины возникновения страхов и снижение интенсивности переживания их ребенком.
В свете воспитания и развития современного ребенка дошкольного возраста все больше актуализируется проблема страхов, которая требует активного решения в условиях семьи и дошкольных учебных заведений.
Страх - это негативная эмоциональная реакция человека, возникающая при получении субъектом информации о возможном причинении вреда жизненному благополучию или о реальной или мнимой опасности. Страх имеет разную степень интенсивности - от легкого опасения до ужаса, который полностью останавливает движения и язык. Основными признаками страха является кинестетическое чувство тревоги, неуверенности в себе, беспокойства, дезориентация в поведении и принятии решений. Фундаментальная функция страха заключается в предупреждении человека об опасности, дает ему возможность сосредоточиться и избежать угрозы.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги выявить эти изменения, понять и, соответственно с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и защитить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Структура занятий коррекционно-развивающей программы.
1. Вводная часть (первый этап) глубокое самопознание - групповое взаимодействие - содержит игры и упражнения, направленные на выявление причины страхов.
Каждое занятие начинается релаксационными упражнениями, проигрываются символы «поляна», «вниз по течению» и другие.
2. Основная часть - освобождение сознательного «Я» от влияния субличностей. Задача основной части: развитие у детей способности к самоконтролю и разотождествлению, передача актуального эмоционального состояния с помощью мимических средств выразительности, помощь детям познать как внешний мир, так и свой внутренний мир; расширение знаний детей о возможности преодоления страхов, обесценивание их; овладение умениями и навыками преодоления страхов; формирование чувств, противоположных страху.
Эта часть - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционного комплекса. Сюда включаются: игры (подвижные, народные, музыкально - ритмические игры на саморегуляцию), рисование, театрализации - этюды, сказки с элементами медитации, решение ситуаций, рассказывание и чтение художественных произведений. В основу первых занятий мы взяли сказки о робком животном - зайчике, что дает детям дополнительные образы и эмоциональные опоры, помогает лучше почувствовать то, что происходит с телом, эмоциями, чувствами, когда страшно. Здесь при восприятии художественного образа включается механизм родовой памяти (коллективного бессознательного). При рассказывании детям сказок давали им возможность импровизировать. Это помогло нам узнать много нового о переживаниях того или иного ребенка.
В занятиях с детьми опираемся на позитивные модели поведения, повышенное внимание уделяем мимике, жестам, так как адекватное, смешное, карикатурное, утрированное изображение различных чувств помогает детям преодолевать эмоциональное расстройство.
Заключительная часть - релаксационные игры, упражнения для снятия эмоционального и физического напряжения.