Пояснительная записка к программе
Цель.
Выявить причины страхов, которые были скрыты от собственного «Я» ребенка.
Уравновешивание общего эмоционального состояния.
Помогать детям осознавать поведение в ситуациях, связанных с различными переживаниями.
Воспитание доброжелательности, уважения и внимания друг к другу, самоуважения.
Материалы: клубочек, пиктограммы настроения, «волшебная» палочка.
Приветствие «Здравствуй, солнышко» (5 мин).
Дети вместе образуют круг и вместе говорят «здравствуй солнышко». Таким образом освобождаясь от переживаний и настраиваясь на позитив.
Цель: Установление эмоционально-положительного контакта. Формирование чувства принадлежности к группе. Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.
Упражнение на релаксацию (5 мин)
Цель: психофизиологическое расслабление, снятие психологического напряжения у детей.
Ход упражнения
Психолог: Расслабьтесь закройте глаза. Обратите внимание на собственное дыхание. Попробуйте почувствовать его с каждым вдохом и выдохом. Представьте, как вы просто вдыхаете и выдыхаете воздух. И это очень хорошо, что вы представляете. Сделайте глубокий вдох и на выдохе освободитесь от напряжения - легко и просто. Теперь сделайте еще один вдох, наиболее глубокий и задержите дыхание на 3 секунды: один, два, три и на выдохе расслабьтесь. Представьте, как каждая клеточка вашего тела расслабляется все больше и больше, чувствуя тепло, греет как солнышко на поляне. Ощущение теплоты сосредоточено в ваших пальчиках, и вы чувствуете это, и ваши ладони наполняются легкостью.
Обратите внимание, как бьется ваше сердце. Почувствуйте, каким умеренным стало ваше дыхание, значительно спокойнее, чем было раньше. Ваше сердце отдыхает все больше с каждым вдохом и выдохом. Ощущение тепла и покоя протекает вниз - на ваш живот, с затылка спускаясь ниже к шее, спине. Происходит значительное облегчение, вы чувствуете легкость, и полностью отдыхаете. Сейчас вы полностью расслаблены и спокойны. Все ваше тело, все, все. Только покой и тепло. Покой и тепло.
Игра «Клубочек» (5 мин)
Цель. Тренинг навыков активного вхождения в контакт, снятия напряжения, формирования защищенности, общности.
Ход игры.
Дети по кругу передают клубочек, оставляя в руке ниточку. Передавая клубочек, называют свое имя так, как они хотят, чтобы их называли в группе. Все дети хором повторяют сказанное имя. Когда клубочек вернется к ведущему, то вместе с детьми делаем вывод, что «мы одна группа, одна команда, мы друзья». Все натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они одно целое и каждый из них важен и значим в этом целом.
Упражнение «Поляна» (10 мин)
Цель. Выявить причины детских страхов.
Закройте глаза, представьте что вы на поляне, светит ясное приятное солнышко, вокруг вас летают разные бабочки. Вам можно делать все, что заблагорассудится. Вы вдыхаете чистый воздух и вам это нравится. После того, как вы представили себе такое место, запомните, все, что его наполняет, вы можете поместить в это прекрасное место кого вы считаете нужным. На прекрасной поляне, вы лежите на траве и отдыхаете.
Но наступает определенный момент, и вы встречаете нежданного гостя, неприятного, то, что вы не хотите видеть. Он пытается с вами поговорить. Вы можете поддержать диалог, не обращать внимания, а может вы станете лучшими друзьями? Все зависит от вашего желания и дальнейших действий. Вдруг, вы вспоминаете, что вам срочно нужно завершить определенные дела дома. Попрощаетесь ли вы с воображаемым другом? Оставайтесь в данном состоянии. На счет - 3 вы откроете глаза. Один. Два. Три.
После, упражнения происходит обсуждение, во время которого психолог предлагает детям ряд вопросов:
Какие цвета вы видели на лужайке, какой вам больше всего понравился?
Что вы чувствовали, когда отдыхали на поляне?
Испугались ли вы непрошеного гостя. Опишите его?
Говорили ли вы с ним?
Прощание. Игра «Улыбка по кругу». (5 мин)
Цель. Содействие сплоченности группы. Уравновешивание общего эмоционального состояния. Воспитание доброжелательности, уважения и внимания друг к другу.
Ход игры.
«Передавая» улыбку товарищу, ребенок кладет ему руку на плечо.