Занятие 2 из программы коррекции страхов для старших дошкольников «Изображения ситуаций страха через рисование»

Пояснительная записка к программе

Цель.

Выявить причины страхов, которые были скрыты от сознания детей.

Обогащение опыта эмоциональных переживаний детей. Профилактика и коррекция страха, неуверенности в себе, страха потерять равновесие.

Обучение элементам техники выразительных движений, приемов на расслабление.

Обесценивание реальных страхов.

Выявление отношения родителей к страху детей.

Воспитание эмпатии, самоуважения, смелости, желания самоутвердиться в своих начинаниях.

Приветствие «Здравствуй, солнышко» (5 мин.)

Цель: Установление эмоционально-положительного контакта. Формирование чувства принадлежности к группе. Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.

Упражнение на релаксацию (5 мин)

Цель: психофизиологическое расслабления, снятия психологического напряжения у детей. Упражнение идет с музыкальным сопровождением.

Закройте глаза и представьте, что вы на необитаемом острове, море приятными волнами щекочет пятки ваших ног. Вы ступаете на чуть горячий, полный солнечным теплом песок, оставляя на нем свои следы. Вы вдыхаете чистый, морской воздух, обогащенный кислородом и выдыхаете его полной грудью. Вам нравится, вы испытываете удовольствие. Вы протягиваете руки к солнцу, стараясь поймать его лучи, ступаете шаг за шагом оставляя берег в кристально чистую морскую воду, настолько, насколько вам это нравится.

Вы ныряете, в воду, она теплая и приятная, можно нырять и плавать столько, сколько вы хотите, вам никто не будет мешать, так как вы одни на всем острове. После того, как вы вдоволь поплавали. Вы понемногу, расслабившись выходите на берег, ближе и ближе. После того, как вы ступили на песок, постепенно возвращаетесь в группу. Открываем глаза.

Игра «Вниз по течению» (5 мин)

Цель. Выявить причины детских страхов и умение преодолевать препятствия (страхи).

Материалы: карточки с изображением реки

Перед вами река, которая имеет быстрое течение, а вам нужно добраться до берега на противоположную сторону. Переплыть не удастся, так как течение очень быстрое. Вам нужно придумать средство, чтобы безопасно добраться до берега. Предложите свои варианты?

Обсуждения. Дети объясняют альтернативный способ переплыть на другую сторону. Психолог расспрашивает и пытается выяснить скрытый смысл преодоления страхов.

Упражнение «Нарисуй свой страх» (10 мин)

Цель: выявить актуальный страх и отношение ребенка к собственному страху.

Материалы: бумага А4, цветные карандаши.

Перед вами лист бумаги и цветные карандаши. Вам необходимо нарисовать ваш страх так, как вы его видите. После того, как дети нарисовали страх, происходит обсуждение. Психолог в процессе обсуждения ставит следующие вопросы:

Как ты назвал свой страх?

Сколько ему лет?

Где он проживает?

Что он чувствует?

т. п.

Релаксация «Солнечный зайчик» (5 мин).

Цель. Обучение детей приемам саморасслабления. Восстановление чувства глубокого покоя.

Ход упражнения.

- Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Легонько погладь его ладонями. Вот он перебрался на лоб, потом - на носик и рот, а теперь - и на щечки. Погладь его осторожно, чтобы не спугнуть. Теперь солнечный зайчик дальше побежал - помашите ему рукой.

До новых встреч!

Сделайте большой вдох и выдох.

Как вы себя чувствуете?

Прощание. Игра «Улыбка по кругу».

Цель. Содействие сплоченности группы. Уравновешивание общего эмоционального состояния. Воспитание доброжелательности, уважения и внимания друг к другу.

Ход игры.

«Передавая» улыбку товарищу, ребенок кладет ему руку на плечо.