Пояснительная записка к программе
Цель.
Развить у детей способность к самоконтролю и разотождествлению страхов.
Выявление детских проблем, причин страхов, их содержания и способов решения страхов на бессознательном уровне. Очень важно перевести страхи из бессознательного уровня в сознательный, в противном случае у ребенка может развиться тревожное расстройства и вегетососудистая дистония.
Снятие напряжения; расслабление, достижение эмоционального равновесия. Стабилизация состояния детей и оказание им эмоционально положительного энергетического заряда.
Развитие воображения, стремление к самостоятельному познанию мира.
Материал: магнитофон; диск с записью спокойной музыки; цветные карандаши; цветные полоски.
Приветствие «Здравствуй, солнышко». (5 мин.)
Цель: Установление эмоционально-положительного контакта. Формирование чувства принадлежности к группе. Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.
Медитативная сказка «Волшебный источник» (15 мин.)
Цель. Снятие напряжения; расслабление; достижение эмоционального равновесия, стабилизация состояния детей; предоставление им большого положительного энергетического заряда ... Предоставление возможности детям достать, освободить из внутренних тайников то силы или образов, которые необходимы им сегодня. Развитие воображения, стремление к самостоятельному познанию мира. Выявление проблем, которые имеет ребенок, и как он решает их на бессознательном уровне.
Ход упражнения.
Приводим детей на поляну сказок, предлагаем им лечь, закрыть глаза, послушать свое дыхание.
Включаем спокойную музыку и, не спеша, рассказываем сказку, делая небольшие паузы после каждой фразы.
«Давным-давно, в одной далекой волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот, однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость: она поняла, что у них с Королем будет ребенок.
Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во Дворце. Его учили великие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.
Шло время, Принц вырос. И ему очень хотелось посмотреть на жизнь за пределами Дворца. Он пошел к родителям и сказал им о своем желании уехать из дома и посмотреть белый свет.
Родители расстроились, ведь им не хотелось расставаться со своим любимым сыном. Но Король с Королевой были мудрыми родителями, они понимали, что их сыну очень важно самому отправиться в путешествие. Поэтому они благословили Принца в путь. А на прощание подарили сыну прекрасную золотой диск. Они сказали: «Возьми этот талисман в дорогу, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам».
Принц поблагодарил родителей, попрощался с ними. А золотой диск положил в карман своей куртки у самого сердца.
И вот Принц отправился в путешествие. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло золотого диска.
Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы, жужжали пчелы - они собирали мед. Пели птицы - они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой клубникой. И вот, на холме, Принц увидел красивый Дворец. Что-то внутри подсказало ему, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей к Дворцу.
Когда Принц вошел во Дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Вроде кто-то строил этот дворец специально для него. Золотой диск, который находился все время у сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что найдет во Дворце что-то очень важное для себя. Он пошел по дворцу своей легкой и уверенной походкой».
Сейчас и мы с вами тоже находимся в прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите ...
Через 7-10 минут выводим детей из медитации.
«Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться ... А сейчас вы делаете глубокий вдох ... и выдох. Возьмите с собой все то, хорошее, что было с вами. И понемногу открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Обсуждение.
- Расскажите, что вы видели в Прекрасном Дворце. Что нашли вы там для себя? (Если есть проблемы страха, ребенок может увидеть существо, вступить с ним в битву и победить его.)
Упражнение «Барометр настроения» (5 мин)
Цель. Определение настроения детей.
Ход упражнения.
Предлагаем детям выбрать цветную полоску, цвет которой наиболее соответствует их настроению.
Беседа в кругу. (5 мин)
Цель. Выявление у детей причин страхов и их содержание. Предоставление детям возможности вербализировать пережитые чувства.
Помощь осознанию своих переживаний.
Вопрос:
Есть ли на свете человек, который ничего не боится? (Каждый человек хоть иногда испытывает страх и это вполне естественно.)
Подумайте и скажите, было с вами такое, что вас очень напугало?
Вспомните, как боялось ваше тело.
Какого цвета был ваш страх, где вы его почувствовали?
Предлагаем детям на схеме-модели человека (карточки - раздатки) нарисовать, где живет страх и какого он цвета. (Обсуждение моделей страха.)
Кто помог вам преодолеть страх?
Что вы почувствовали потом, когда все прошло?
Расскажите, как радовалось ваше тело.
Как вы чувствуете себя сейчас, какое у вас настроение?