Занятие 4 из программы коррекции страхов для старших дошкольников «Большой и маленький страх»

Пояснительная записка к программе

Объективация страха техниками арт-терапии

Цель.

Развить способность к разотождествлению актуальных имеющихся страхов и способов их преодоления.

Формирование способности выражать свои чувства в рисунке.

Обучение детей распознавать страхи людей.

Овладение умениями и навыками преодоления страха.

Усвоение способов саморегуляции.

Обеспечение положительного психологического настроя в группе.

Материал: бумага; цветные карандаши; ведро для мусора; картинки с изображением различных переживаний человека; волшебная палочка.

Приветствие «Здравствуй, солнышко» (5 мин)

Цель: Установление эмоционально-положительного контакта. Формирование чувства принадлежности к группе. Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.

Игра на релаксацию «Сбрось усталость» (5 мин)

Цель. Снятие психо-эмоционального напряжения, обучение способам саморегуляции.

Ход игры.

Встать в круг. Широко расставить ноги, немного согнув их в коленях, наклониться и свободно опустить руки, расправив пальцы, расположить голову к груди, слегка приоткрыть рот.

Легонько покачиваться в стороны, вперед, назад. Потом резко тряхнуть головой, руками, ногами и всем телом.

(Повторить 2-3 раза)

Упражнение «Мусорное ведро» (10 мин)

Цель. Разотождествление актуальных имеющихся страхов и способов их преодоления средствами арт-терапии. Оживление в памяти детей их страхов, как важного условия их полного устранения. Формирование способности выражать свои чувства в рисунке. Снятие психоэмоционального напряжения, негативных эмоциональных состояний, освобождение от страхов. Овладение умениями и навыками, которые дают возможность преодолеть страх.

Воспитание самоуважения.

Ход упражнения.

Предлагаем детям нарисовать то, чего они боятся (после рисования индивидуально поговорить с детьми об их конкретном страхе). Советуем детям порвать свой страх на маленькие бумажки. Показываем, что теперь этот страх собрать невозможно. Дети выбрасывают бумажки в мусорное ведро, чтобы избавиться от страха.

Рефлексия упражнения.

Что вы почувствовали после того, как порвали и выбросили свой страх в ведро?

Упражнение «Где здесь страх?» (5 мин)

Цель. Профилактика страха. Показать детям, что люди по-разному проявляют свой страх. Упражнять в определении чувств человека.

Ход упражнения.

Предлагаем детям рассмотреть картинку и:

Найти на ней изображения, свидетельствующие о чувстве страха и обосновать свой выбор.

Что помогает вам заметить страх у человека?

Как тело человека подсказывает, что она боится? (Лицо, глаза, волосы, шея, руки, спина)

Какую картинку характеризует следующее высказывание:

«Коленки дрожат»;

«Сердце в пятках»;

«Мурашки по спине»;

«Волосы дыбом»;

«Глаза велики».

Рефлексия занятия. Упражнение «Волшебная палочка».

Цель. Формирование умения обмениваться мыслями, переживаниями.

Ход упражнения.

Передавая «волшебную» палочку, дети обмениваются впечатлениями.

Прощание. Игра «Передай улыбку».

Цель. Воспитание внимания и уважения друг к другу.

Ход игры.

Дети стоят в кругу. Касаясь руки товарища слева, ребенок называет его имя и дарит ему улыбку.