Пояснительная записка к программе
Объективация страха техниками арт-терапии
Цель.
Развить способность к разотождествлению актуальных имеющихся страхов и способов их преодоления.
Формирование способности выражать свои чувства в рисунке.
Обучение детей распознавать страхи людей.
Овладение умениями и навыками преодоления страха.
Усвоение способов саморегуляции.
Обеспечение положительного психологического настроя в группе.
Материал: бумага; цветные карандаши; ведро для мусора; картинки с изображением различных переживаний человека; волшебная палочка.
Приветствие «Здравствуй, солнышко» (5 мин)
Цель: Установление эмоционально-положительного контакта. Формирование чувства принадлежности к группе. Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.
Игра на релаксацию «Сбрось усталость» (5 мин)
Цель. Снятие психо-эмоционального напряжения, обучение способам саморегуляции.
Ход игры.
Встать в круг. Широко расставить ноги, немного согнув их в коленях, наклониться и свободно опустить руки, расправив пальцы, расположить голову к груди, слегка приоткрыть рот.
Легонько покачиваться в стороны, вперед, назад. Потом резко тряхнуть головой, руками, ногами и всем телом.
(Повторить 2-3 раза)
Упражнение «Мусорное ведро» (10 мин)
Цель. Разотождествление актуальных имеющихся страхов и способов их преодоления средствами арт-терапии. Оживление в памяти детей их страхов, как важного условия их полного устранения. Формирование способности выражать свои чувства в рисунке. Снятие психоэмоционального напряжения, негативных эмоциональных состояний, освобождение от страхов. Овладение умениями и навыками, которые дают возможность преодолеть страх.
Воспитание самоуважения.
Ход упражнения.
Предлагаем детям нарисовать то, чего они боятся (после рисования индивидуально поговорить с детьми об их конкретном страхе). Советуем детям порвать свой страх на маленькие бумажки. Показываем, что теперь этот страх собрать невозможно. Дети выбрасывают бумажки в мусорное ведро, чтобы избавиться от страха.
Рефлексия упражнения.
Что вы почувствовали после того, как порвали и выбросили свой страх в ведро?
Упражнение «Где здесь страх?» (5 мин)
Цель. Профилактика страха. Показать детям, что люди по-разному проявляют свой страх. Упражнять в определении чувств человека.
Ход упражнения.
Предлагаем детям рассмотреть картинку и:
Найти на ней изображения, свидетельствующие о чувстве страха и обосновать свой выбор.
Что помогает вам заметить страх у человека?
Как тело человека подсказывает, что она боится? (Лицо, глаза, волосы, шея, руки, спина)
Какую картинку характеризует следующее высказывание:
«Коленки дрожат»;
«Сердце в пятках»;
«Мурашки по спине»;
«Волосы дыбом»;
«Глаза велики».
Рефлексия занятия. Упражнение «Волшебная палочка».
Цель. Формирование умения обмениваться мыслями, переживаниями.
Ход упражнения.
Передавая «волшебную» палочку, дети обмениваются впечатлениями.
Прощание. Игра «Передай улыбку».
Цель. Воспитание внимания и уважения друг к другу.
Ход игры.
Дети стоят в кругу. Касаясь руки товарища слева, ребенок называет его имя и дарит ему улыбку.