Занятие 5 из программы коррекции страхов для старших дошкольников «Взаимодействие со страхом»

Пояснительная записка к программе

Цель.

Интеграция личности вокруг «бесстрашного» идеального поведения.

Профилактика и коррекция страха перед сказочными героями, вымышленными существами, страха быть непринятым детским коллективом, одиночества, неуспеха, игр с быстрыми движениями, грубых окриков.

Овладение умениями преодоление страхов.

Укрепление психомоторного комплекса.

Материалы: разноцветные карандаши; бумага; магнитофон; диск с записью спокойной музыки; «волшебная» палочка.

Приветствие «Здравствуй, солнышко». (5 мин)

Цель: Установление эмоционально-положительного контакта. Формирование чувства принадлежности к группе. Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.

Релаксация. Упражнение «Путешествие на облаке» (5 мин)

Цель. Восстановление чувства глубокого покоя. Овладение навыками расслабления. Развитие воображения.

- Сядьте удобно и закройте глаза. Дважды глубоко вдохните и выдохните ... (звучит спокойная музыка)

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белую пушистую тучку, похожую на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Попробуй мысленно «увидеть» это место, как можно точнее. Здесь ты чувствуешь себя спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то удивительное и волшебное ... (пауза 30 сек.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в нашу комнату. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя прокатило ... Теперь понаблюдай, как медленно облако тает в воздухе ... Потянись. Вдохни глубоко и выдохни. Постепенно открывай глаза, возвращайся к нам. Будьте бодры, свежи, веселые.

Упражнение «Диалог с несуществующим животным» (10 мин)

Цель: превратить страх в личностный ресурс.

Материалы: лист А4, цветные карандаши.

Ход упражнения: вниманию детей предлагается нарисовать несуществующее животное, которого они не видели. Рисунок не оценивается с точки зрения эстетики и не демонстрируется другим. Во исполнение упражнения дается регламентированное время - 5 минут. После чего, психолог в индивидуальном порядке предлагает каждому ребенку поговорить с «несуществующим животным»

После диалога ребенка со страхом, психолог предлагает ряд вопросов с целью выявить эмоциональное состояние во время выполнения упражнения, а именно:

Тебе понравилось общаться с «несуществующим животным»?

Тебе было страшно?

Было ли у тебя желание уничтожить его?

Сможет ли существо, изображенное на рисунке помочь тебе?

Если да, то как именно?

т. п.

После чего, психолог предлагает ребенку сделать конструктивный вывод о переживаниях страха как о необходимой жизненно-важной эмоции.

Народная игра «Ведьма» (5 мин)

Цель. Профилактика и коррекция страха перед сказочными персонажами, придуманными существами, игр с быстрыми движениями, грубыми окриками. Овладение умениями преодоления страха. Воспитание доброжелательности, смелости.

Ход игры.

Считалочкой дети определяют, кому быть «ведьмой». Став в круг, все крепко берутся за руки, а «ведьма» - в середине круга. Она крутится, подбегает к тем, кто в кругу, хлопает по сцепленным рукам, пытается разомкнуть. А дети приговаривают:

Ходит ведьма по бору, по бору,

Рвет траву лебеду, лебеду.

Ой, зачем она рвет?

И в охапки кладет.

Ой, ты, ведьма, ой ты, лиса,

Ты ко мне не клонись

Прочь от меня!

«Ведьма» разрывает чьи-то сомкнутые руки (наклоняясь со всей силы) и, если разорвет круг, то убегает, а за ней все вместе бегут, чтобы догнать. Кто поймает, тот становится «ведьмой».

Упражнение «Подари свое сердце».

Цель. Профилактика и коррекция страха перед сказочными героями. Овладение умениями и навыками, которые дают возможность преодолеть страх сказочных героев. Повышение уровня сформированности нравственных чувств

Ход упражнения.

Демонстрируем картинки добрых и злых сказочных героев.

Вопрос:

Кого из них вы выбрали бы себе в друзья? Почему?

У кого из сказочных героев сердце было каменное, злое, холодное, одинокое, золотое, горячее, прекрасное? Предлагаем детям подарить свое бумажное сердечко тому герою, который нравится.

Затем дети злого сказочного персонажа превращают в доброго и веселого в рисунке и придумывают ему ласковое имя (Бабушка - Ягуся, Карабасик и т.п.).

Обсуждение:

Как изменился сказочный герой?

Легко ли было превратить злого героя в хорошего?

Хотите ли вы теперь с ним подружиться? Почему?

Рефлексия занятия. Упражнение «Волшебная палочка» (5 мин)

Цель. Формирование умения обмениваться мыслями, переживаниями.

Ход упражнения.

Передавая «волшебную» палочку, дети обмениваются впечатлениями.

Прощание. Этюд «Прощание с другом».

Цель. Коррекция эмоциональной сферы. Тренинг способности выражать свои чувства и благосклонное отношение к другим людям.

Ход упражнения.

Дети выразительными движениями демонстрируют пожатие руки.