Пояснительная записка к программе
Цель:
Диагностика особенностей эмоционального мира детей.
Знакомство с чувством страха.
Формирование способности определить свое эмоциональное состояние.
Развивать умение замечать настроение окружающих.
Развивать эмпатию.
Формировать нравственные чувства.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Побуждать детей к открытости.
Развивать творческие способности, образное мышление.
Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы, краска гуашь, кисточки, карандаши.
Ход коррекционно-развивающего занятия психолога с элементами арт-терапии:
1. «Приветствие»
Дети становятся в круг. Здороваются, называя имя своего соседа, прижимаясь щёчкой к щечке.
2. Упражнение «Цветные билетики»
- Мы сегодня опять с вами отправимся в далекое путешествие, но для этого нам нужны билетики. Достаньте кружочек любого цвета, который вам понравился - это и будет ваш билет. Вставьте их в карманчики.
3. Подвижная игра «Сороконожка»
Выбирается «голова». Остальные дети приседают, берут друг друга за пояс и идут вслед за «головой», пытаясь двигаться всем телом, обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, закручиваются в кольцо. Задача каждого - не выпасть из общего ритма, не оторваться от частей тела.
4. Упражнение «Напуганная королева»
Появляется королева. - Дети, что изменилось у королевы? Какое у нее лицо? Почему вы так считаете?
5. Упражнение «Найди похожую пиктограмму»
Психолог демонстрирует детям изображение испуганного лица.
- Рассмотрите пиктограмму, обратите внимание на брови, глаза, рот. Когда люди радуются? Вспомните, когда вам было страшно? А почему наша королева напугана? Что случилось?
6. Рассказ о «пятне-страшилке»
- Появилось в моем королевстве «пятно-страшилка». И начало всех жителей Цветной страны пугать. Вот однажды я вышла в сад полюбоваться природой. Светило ярко солнышко, птички пели, все вокруг цвело и радовалось жизни. Я бегала, прыгала. И вот вдруг потемнело все вокруг, исчезло солнышко, птички перестали петь и что-то загудело: «Гу-у-у-у!». Появилось «пятно-страшилка». Оно меня сильно напугало. Детки, что мне делать? Поможете? Давайте мы его нарисуем может я перестану бояться.
7. Рисунок «пятна-страшилки»
Рисуем с помощью техники монотипии, нанося пятна у сгиба краски, приглаживая, делая отпечаток. Затем дорисовывая страшное лицо. По окончании работы королева благодарит за помощь, говорит, что ей уже не страшно.
8. Рисунок «Мой страх»
Вы победили «пятно-страшилку», а сейчас у вас есть силы победить свои страхи. Первый шаг к победе над страхом вы сделаете, когда нарисуете его. Рисунок рисуется карандашами.
9. «Ритуал уничтожения страхов»
Вы нарисовали свои страхи и они стали не такие страшные, а чтобы они исчезли, давайте мы их уничтожим. Мы их порвем. Это будем делать по очереди. После ритуала уничтожения дети садятся на коврике, берутся за руки и говорят: «Мы преодолели страх!».
10. Обратная связь.
- Что понравилось, а что нет?
Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующее занятие.
11. Прощание
Психолог благодарит за активность, желает удачной недели, напоминает о следующей встрече.