Пояснительная записка к программе
Цель: диагностика особенностей эмоционального мира детей.
Знакомство с чувством гнева.
Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развивать умение замечать настроение окружающих.
Развивать эмпатию.
Формировать нравственные чувства.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Побуждать детей к открытости.
Развивать творческие способности, образное мышление.
Оборудование: изображение королевы, цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), пиктограмма с изображением эмоций, альбомные листы, карандаши, сказка «Три медведя».
Ход коррекционно-развивающего занятия психолога с элементами арт-терапии:
1. «Приветствие»
Дети становятся в круг. Здороваются по кругу, называя имя своего соседа, передавая улыбку.
2. Упражнение «Цветные билетики»
3. Упражнение «Злая королева»
Появляется королева: «Дети, что изменилось у королевы? Какое у нее лицо? Почему вы так считаете?»
4. Упражнение «Найди похожую пиктограмму»
Психолог просит рассмотреть значок обратить внимание на брови, глаза, рот. Изображение злого лица. Когда люди сердится? Вспомните, когда вы были злыми?
5. Упражнение «Живой клубок»
Психолог стоит в центре круга, который образуют все дети группы. Он выполняет роль «клубочка». Один из детей первым подходит к нему, берет его за руку, в это время вся группа называет вместе имя этого ребенка. Затем это же делает другой ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматывается» вокруг психолога. Игра завершается тогда, когда последний ребенок «намотается» вокруг «клубочка».
6. Прослушивание сказки «Три медведя»
Обсуждения. О чем сказка «Три медведя»? Какая у них была эмоция? Почему они сердились?
7. Упражнение «Злые линии»
Представьте, что ваши карандашики поссорились. Выберите цвет и нарисуйте «злые линии». Можно рисовать одновременно двумя руками - линии будут пересекаться, сталкиваться, создавая ломаные линии, петли.
8. Упражнение «Выгони с себя злость»
Упражнение в парах. Дети шалят, кривляются, прыгают, кричат и тому подобное. Психолог останавливает словом «стоп». Дети говорят вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извини», «доброе утро», отряхивая руками с тела злость. «Злиться очень плохо. Лучше быть хорошим».
9. Игра «Доброе животное»
Дети становятся в круг. Они представляют себя хорошими животным. Сделали вдох-выдох (3 раза) и улыбнулись.
10. Обратная связь
- Что понравилось на сегодняшнем занятии, а что нет? Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующее занятие.
11. Прощание
Психолог благодарит за активность, желает удачной недели, напоминает о следующей встрече.