Занятие 2 из программы психолога по преодолению последствий стресса у дошкольников: «Узнаем чувства»

Программа занятий «Повышение устойчивости к переживанию последствий 

Цель: учить детей различать эмоции и называть их через создание атмосферы принятия, доверия в группе.

Задания:

- познакомить детей с разными эмоциями;

- обсудить источники возникновения чувств;

- создать безопасное пространство для свободного проявления различных чувств.

Ключевые понятия: эмоции, чувства, доверие, принятие, компетентность.

Материал: Распечатанный экран погоды с кармашками. Цветные листочки бумаги на каждого.

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками

1. Приветствие

Воспитатель: «Приветствие - это вход на занятия, а также связь с предыдущим. Возьмите с собой ту самую игрушку, которая была на первой встрече, и берите ее на все последующие. Психолог встречает детей и говорит: «Мы снова встретились, будем играть и общаться. Я рада нашей встрече, и Тоша тоже. Мы предлагаем поздороваться по-новому. Поэтому будем играть».

Комментарий:

Можно вспомнить предыдущую встречу, спросить у детей о том, что они помнят, что им понравилось, и предложить следующую игру, например, «Разные приветствия» или другое.

Игра «Разные приветствия»

Цель: установить контакт, создать эмоциональный комфорт.

Правила игры: участникам предлагается поздороваться разными способами. Психолог показывает, как это можно делать тремя способами:

1 способ - рукопожатие;

2 способ - прикоснуться носами (эскимосский способ приветствия)

3 способ - объятия.

Затем дети пробуют использовать эти способы, чтобы поприветствовать друг друга в игре.

Инструкция для детей: «Сейчас мы с вами будем здороваться. Но здороваться необычно, попробуем разные способы. Сначала пожмем друг другу руки. Постарайтесь подойти к каждому. Хорошо! А теперь поздороваемся носами. Удивлены? Так здороваются эскимосы, представляете? Давайте я покажу, как именно. Понятно? Начинаем! Вы молодцы! А напоследок крепко обнимем друг друга».

2. Знакомство

- «Каждый раз, когда мы будем встречаться, будем знакомиться по-разному. Это даст нам возможность с разных сторон увидеть того же человека, узнать о нем что-то интересное и необычное».

3. Актуализация темы «Познаем чувства»

- «Дети, хочу вас спросить, почему мы смеемся, плачем, обижаемся, кричим?» (Когда психолог спрашивает, показывает картинки с изображением различных эмоций и т.п.).

Возможные ответы:

- то нас радует;

- что-то огорчает;

- что-то сердит;

- что-то пугает ....

Различные события, а также отношения с другими вызывают много чувств. Чувства - это наша связь с другими людьми, благодаря которым мы понимаем друг друга. Хорошо, когда мы реагируем на события различными чувствами. Например, хорошо, если кто-то грустит, когда потеряет того, кто о нем заботился, или кто-то чувствует себя счастливым, когда встречает того, кто о нем много заботился.

4. Упражнение «Угадай настроение»

Комментарий

стресс дошкольников, психическая травма дошкольника, преодоление стресса детей, программа психолога, занятие психолога

Для этой игры нужны карточки, которые вы применяли во время беседы. Начните играть сами. Покажите какую-нибудь эмоцию, а дети пусть отгадают, что это. Затем привлеките детей к игре.

5. Упражнение «От чего я радуюсь»

Воспитатель: «Как хорошо вы уже показываете разные чувства. А сейчас мы поговорим только о радости. Это будет очень быстрая игра. Закройте глаза и подумайте, от чего вы радуетесь в жизни! Тоша тоже подумал и решил поиграть с вами. Он первый начнет.

Тоша: «Я радуюсь, когда играю с друзьями!»

А теперь к кому Тоша подойдет, тот и отвечает на вопрос: «Почему я радуюсь?». Психолог передает Тошу кому-то из участников. Затем тот передает следующему. Игра проходит в быстром темпе, но успевает зафиксировать на плакате ответы детей. В конце все аплодируют друг другу.

Конечные слова: «Сегодня мы говорили о том, как можем выражать наши чувства. В этом нам помогают мимика, жесты, слова и рисунки. Если мы будем выражать наши чувства, то нам станет легче понять друг друга.

Не забывайте, что нет плохих чувств, все чувства нормальные. Правильно говорить не только о приятных чувствах, но и высказываться о неприятных. Например, правильно грустить, когда ты кого-то потерял, или сказать «я злюсь», когда у тебя забрали любимую игрушку».

6. Ритуал группы. Игра «Свеча»

7. Оценка занятия.