Программа занятий «Повышение устойчивости к переживанию последствий
Цель: учить детей различать эмоции и называть их через создание атмосферы принятия, доверия в группе.
Задания:
- познакомить детей с разными эмоциями;
- обсудить источники возникновения чувств;
- создать безопасное пространство для свободного проявления различных чувств.
Ключевые понятия: эмоции, чувства, доверие, принятие, компетентность.
Материал: Распечатанный экран погоды с кармашками. Цветные листочки бумаги на каждого.
Ход занятия психолога со старшими дошкольниками
1. Приветствие
Воспитатель: «Приветствие - это вход на занятия, а также связь с предыдущим. Возьмите с собой ту самую игрушку, которая была на первой встрече, и берите ее на все последующие. Психолог встречает детей и говорит: «Мы снова встретились, будем играть и общаться. Я рада нашей встрече, и Тоша тоже. Мы предлагаем поздороваться по-новому. Поэтому будем играть».
Комментарий:
Можно вспомнить предыдущую встречу, спросить у детей о том, что они помнят, что им понравилось, и предложить следующую игру, например, «Разные приветствия» или другое.
Игра «Разные приветствия»
Цель: установить контакт, создать эмоциональный комфорт.
Правила игры: участникам предлагается поздороваться разными способами. Психолог показывает, как это можно делать тремя способами:
1 способ - рукопожатие;
2 способ - прикоснуться носами (эскимосский способ приветствия)
3 способ - объятия.
Затем дети пробуют использовать эти способы, чтобы поприветствовать друг друга в игре.
Инструкция для детей: «Сейчас мы с вами будем здороваться. Но здороваться необычно, попробуем разные способы. Сначала пожмем друг другу руки. Постарайтесь подойти к каждому. Хорошо! А теперь поздороваемся носами. Удивлены? Так здороваются эскимосы, представляете? Давайте я покажу, как именно. Понятно? Начинаем! Вы молодцы! А напоследок крепко обнимем друг друга».
2. Знакомство
- «Каждый раз, когда мы будем встречаться, будем знакомиться по-разному. Это даст нам возможность с разных сторон увидеть того же человека, узнать о нем что-то интересное и необычное».
3. Актуализация темы «Познаем чувства»
- «Дети, хочу вас спросить, почему мы смеемся, плачем, обижаемся, кричим?» (Когда психолог спрашивает, показывает картинки с изображением различных эмоций и т.п.).
Возможные ответы:
- то нас радует;
- что-то огорчает;
- что-то сердит;
- что-то пугает ....
Различные события, а также отношения с другими вызывают много чувств. Чувства - это наша связь с другими людьми, благодаря которым мы понимаем друг друга. Хорошо, когда мы реагируем на события различными чувствами. Например, хорошо, если кто-то грустит, когда потеряет того, кто о нем заботился, или кто-то чувствует себя счастливым, когда встречает того, кто о нем много заботился.
4. Упражнение «Угадай настроение»
Комментарий
Для этой игры нужны карточки, которые вы применяли во время беседы. Начните играть сами. Покажите какую-нибудь эмоцию, а дети пусть отгадают, что это. Затем привлеките детей к игре.
5. Упражнение «От чего я радуюсь»
Воспитатель: «Как хорошо вы уже показываете разные чувства. А сейчас мы поговорим только о радости. Это будет очень быстрая игра. Закройте глаза и подумайте, от чего вы радуетесь в жизни! Тоша тоже подумал и решил поиграть с вами. Он первый начнет.
Тоша: «Я радуюсь, когда играю с друзьями!»
А теперь к кому Тоша подойдет, тот и отвечает на вопрос: «Почему я радуюсь?». Психолог передает Тошу кому-то из участников. Затем тот передает следующему. Игра проходит в быстром темпе, но успевает зафиксировать на плакате ответы детей. В конце все аплодируют друг другу.
Конечные слова: «Сегодня мы говорили о том, как можем выражать наши чувства. В этом нам помогают мимика, жесты, слова и рисунки. Если мы будем выражать наши чувства, то нам станет легче понять друг друга.
Не забывайте, что нет плохих чувств, все чувства нормальные. Правильно говорить не только о приятных чувствах, но и высказываться о неприятных. Например, правильно грустить, когда ты кого-то потерял, или сказать «я злюсь», когда у тебя забрали любимую игрушку».
6. Ритуал группы. Игра «Свеча»
7. Оценка занятия.