Занятие 3 из программы психолога по преодолению последствий стресса у дошкольников: «Обучение управлению реакциями. Страх»

Программа занятий «Повышение устойчивости к переживанию последствий стресса дошкольниками после психотравматичных событий»

Цель: научить осознавать свои чувства и безопасно их проявлять в ситуациях «нормальные реакции на ненормальные события».

Задания:

- оценивать и управлять страхом

- изменить отношение к страху

- усилить ощущение силы и удовлетворения в теле.

Ключевые понятия: «нормальные реакции на ненормальные события», чувства, ощущения, страх.

Материал: Распечатанный экран погоды с кармашками. Цветные листочки бумаги на каждого

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками

1. Приветствие. Игра «Это я»

Цель: посмотреть на себя со стороны, учиться выражать себя в движении.

Правила игры: дети образуют большой круг. Затем по очереди выходят в центр, называют свое имя и возвращаются на место. Группа повторяет имя, манеру двигаться и говорить за тем, кто только был в центре. Человек, чье имя называется, наблюдает за этим со стороны. Начинать упражнение лучше ведущему.

Инструкция для детей: «Сейчас мы с вами, дети, станем в форме большого круга и поиграем. Каждый по очереди будет выходить в центр и называть свое имя. Затем вернется на свое место. А мы все вместе сразу же повторим его имя, манеру двигаться и говорить. Итак, начнем. Я буду первой».

2. Знакомство. Игра «Замены»

Комментарий психолога

С начала занятия роль ведущего выполняет взрослый. Он внимательно смотрит на детей и находит интересные черты внешности, которые желательно узнать. Затем можно усложнить задачу и говорить о чертах характера. Когда дети будут быстро реагировать, можно предложить быть ведущим кому-то из детей.

3. Актуализация темы «Нормальные реакции на ненормальные события»

- «Сегодня мы поговорим об эмоциональных реакциях, которые могут быть у детей после тяжелых событий. Иногда человек может испытывать сложные, неприятные чувства (горькие воспоминания, непонимание, растерянность, боль, страх). Действительно, когда случается несчастье, трудно всем. Это нормально - чувствовать себя по-разному после сложных событий. Все эти реакции полностью нормальные, это события, с которыми мы иногда сталкиваемся, ненормальные. После ужасных событий мы можем бояться - и это может мешать. Это нормально для детей и для взрослых, переживших страшные события, бояться. После того как вы видели или пережили нечто ужасное, то, что может напомнить вам о пережитом. Вы можете себя почувствовать так, будто это происходит снова, даже если вы знаете, что это не так. Это может очень пугать, и дети стараются избегать мест, которые напоминают об ужасных событиях и возвращают неприятные чувства. Сейчас я дам вам такие нарисованные мешочки, каждому свой. Нарисуем в этих мешочках свои страхи.

стресс дошкольников, психическая травма дошкольника, преодоление стресса детей, программа психолога

4. Игра «Волшебный магазин».

Когда мешочки будут готовы, ведущий приглашает детей в волшебное путешествие.

Слова ведущего: «Сейчас мы с вами отправимся в волшебное путешествие в сказочный магазин. Закройте глаза, возьмите друг друга за руки и вперед!» Психолог берет одного ребенка за руку и ведет всех детей одновременно по комнате, иногда показывает, что надо наклоняться, иногда обойти препятствие. Дети подходят к столу, где лежат прикрытые скатертью конфеты, печенье. Психолог говорит детям, что в этом магазине покупают различные страхи для людей, кто страх потерял, потому что страх может быть и полезен. Он, если его достаточно, защищает и оберегает. Но когда страха много, то он делает вред. Подумаем, для чего нам может потребоваться страх? Дети дают свои ответы, психолог просит их заглянуть в свои мешочки и решить, какого страха много, и продать его в магазине. Воспитатель обязательно говорит, кому он покупает это. Например, о страхе темноты: «О, этот страх очень нужен мальчику Пете, потому что он гуляет ночью, не может вовремя приходить домой». И дает конфеты и печенье взамен. Когда все дети что-то продадут и у каждого будет достаточно конфет, все снова закрывают глаза и возвращаются в «обычную» комнату.

5. Энерджайзер

- «А сейчас будем заканчивать, потому поработаем с нашим телом, а именно будем его напрягать и расслаблять, потому что это тоже помогает чувствовать себя лучше, быть прочным».

Игра на выбор

6. Ритуал группы

7. Оценка занятия. Экран погоды