Программное содержание
- Формировать жизненную компетентность детей и ценностное отношение к природе, культуре, людям и собственному «Я».
- Развивать монологическую речь и словесное творчество в игровой и познавательной деятельности через описание, рассуждения, комментарии.
- Укреплять психическое и физическое здоровье детей в процессе работы с песком на занятии.
Ход занятия в детском саду (песочная терапия)
1. Побудить детей к организованной деятельности.
Педагог:
Дружно вместе мы шагаем,
Учимся, путешествуем, играем,
Все у нас получится, мы это знаем,
Открытий новых ждем, знания получаем!
(Дети маршируют по комнате между столами).
2. Дидактические упражнения на классификацию.
Психолог. А теперь - сюрприз! Посмотрите на столы, вы увидите там много интересного. Соберите все и разложите на два стола. На первый стол кладем предметы, созданные человеком, а на второй - предметы, созданные природой. (На столах вперемешку лежат морские ракушки, изделия из пластмассы, резины, вышивка, плоды деревьев, фигурки из корней, уголь, мел, мрамор, каменная соль и т.д.).
Почему вы считаете, что эти предметы сделаны человеком (природой)? Рассуждения детей.
3. Творческое рассказывание.
Педагог. Природа настоящая волшебница. Посмотрите, какую красоту она создала, а сколько на Земле красивых мест. Это и моря, и горы, и пустыни, и реки. Как все это можно назвать другими словами? (Природные зоны).
Природных зон много. В некоторых из них мы уже побывали. Давайте расскажем, что мы видели и кого встречали в своих путешествиях. А поможет нам «Экоград» (большой лист бумаги, расчерченный на природные зоны (пустыня, лес, море, болото, ледники). От центра «Экограда» в природные зоны пролегают тропы).
Дидактическое упражнение «Каждому свое место»
(расселить в «Экограде» по природным зонам животных, растения).
Пантомима (для детей): «Кто я такой и где живу?»
Творческие рассказы детей о жизни в лесу, городе, пустыни с использованием приема эмпатии.
Педагог. Спасибо за ваши увлекательные истории, а теперь поспешим в дорогу. Интересно, куда мы будем путешествовать в этот раз?
Итак, отправляемся к морю. Найдите себе товарища и подойдите к песочнице. Как хочется опустить сюда руки и почувствовать прохладу песка.
4. Экспериментальная деятельность детей.
Педагог. Подождите, не торопитесь. Что здесь? Скрепки, гвозди, монетки. Можем ли мы играть пока эти предметы здесь? Как же быть? Как быстро все убрать? (Дети приходят к выводу, что быстрее всего можно убрать металлические предметы с помощью магнита и очищают песок от лишних предметов).
5. Чтение записок и игра «Собираемся в кругу».
Педагог. Здесь есть что-то еще, поищите внимательно. (Дети находят записки, читают на них слова: зонтик, санки, акваланг, очки, кастрюля, рукавицы и др. Обсуждают каждый предмет).
Какие из этих предметов могут понадобиться в сегодняшнем путешествии? (Ответы детей).
Наконец все необходимое отобрано. В путь! (Дети имитируют езду на транспорте, распевая о веселых путешественниках).
6. Песочная терапия.
Педагог. Вот мы и на месте. Давайте просто поиграем с песком. (Раздается тихая приятная музыка). Опустите руки в песок. Что чувствуете? Какой песок? А теперь переверните ладони. Изменились ли ваши ощущения? Что теперь чувствуете?
Дети, давайте вместе изменим рельеф песочной поверхности.
«Барханы»
Осторожно, караван! (Дети ладонями меняют рельеф песочной поверхности).
На пути у нас бархан!
Ветер дует тише.
Пусть барханы станут ниже!
Психолог. Проведите по песку ребром ладони, как будто проплыла рыба. Какая рыба может так плавать?
«Черепаха»
Черепаха всех смешит, (дети делают отпечатки ладошками)
Она никогда не спешит.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Педагог. Теперь разгладьте песок. Для следующей игры нам нужна ровная поверхность.
Игра «Превращение».
Я нарисую вам буквы, а вы попробуйте превратить их в другие. (Дети превращают буквы Л в М, К в Ж, Л в А и т.д.).
Скажите, дети, без чего не может быть моря? (Без воды)
Давайте нальем воду в песочницу и построим настоящее подводное царство, в котором будут жить разные обитатели морских глубин: рыбы, крабы, морские звезды, водоросли, ракушки и т.д.
Малыши льют воду в песок, образуя морское дно, расселяют морских животных, украшают ракушками, камешками, делают подводные гроты. По окончании работы дети вместе ходят «в гости» к своим товарищам, рассматривают то, что они создали, делятся впечатлениями.
7. Экскурсия на вернисаж «Песочные калейдоскоп»
Первый ребенок. Дорогие гости! Приглашаем на наш вернисаж «Песочные калейдоскоп». Мы очень любим играть с песком, делать из него различные сооружения. А еще мы узнали, что песком можно «рисовать» замечательные картины. Для этого нужно немного фантазии и старания.
Второй ребенок. С песком мы работали по-разному. Сначала чертили простые линии, засыпали их песком и встряхивали его. У нас выходили вот такие пейзажи. Иногда мы использовали трафареты.
Третий ребенок. Этот пейзаж пустыни с черепахой мы выполнили вместе с воспитателем. Работать с песком очень интересно, и мы хотим дома играть вместе с вами, наши дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки.