Начало здесь.

Цель:

- развивать моторно-слуховую память;

-обучать адекватному поведению в бытовых ситуациях;

- формировать навыки безопасного поведения;

- повышать веру в собственные силы.

Ход занятия психолога

Ритуал начала занятия «Поздороваемся»

Игра для развития моторно-слуховой памяти «Запомни свою позу»

В начале игры каждый ребенок выбирает себе красивую позу. В то время, когда играет музыка, дети двигаются по комнате. Когда музыка стихает, каждый игрок должен принять свою первоначальную позу.

Беседа психолога с детьми «Ты остался дома один, а в дверь позвонили»

- Скажите, как вы себя чувствуете, когда остаетесь дома одни?

- Что вам говорят папа и мама, когда оставляют самих?

- Как вы ведете себя, когда остаетесь сами?

- Что вам позволяют делать?

- Как будете действовать, если вам в дверь позвонят? Нужно ли соблюдать правила поведения, закрывать двери на замок и спокойно заняться любимым делом. Можно рисовать, играть игрушками, рассматривать картинки в книжках, послушать радио, наблюдать в окно за прохожими.

Телевизор желательно не включать, утюг лучше не трогать. Электрическими приборами можно пользоваться тогда, когда дома находятся взрослые.

Вот вы сидите дома, и вдруг в дверь позвонили. Не пугайтесь. Это могут быть ваши знакомые, соседи, друзья. Но могут быть и совсем чужие люди, даже очень плохие. В этом случае дверь открывать нельзя. Если голос незнакомый, спросите, кто нужен. Скажите, что родители скоро придут, а сейчас открыть вы не можете. Спросите, что нужно передать и от кого. После этого отойдите от двери и более совсем не отвечайте ни на какие вопросы. Когда родители придут, расскажите им, кто приходил и зачем. Дети, вы поняли, как себя вести?

Разыгрывание мини-этюдов по теме беседы

Ритуал окончания занятия.

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»

Начало здесь.

Цель:

- развивать моторную память;

- способствовать повышению самооценки;

- учить детей видеть положительные черты в себе и в других людях;

- учить говорить комплименты;

- воспитывать коммуникативные способности;

- активизировать процесс самопознания.

Ход   занятия   психолога

Ритуал начала занятия «Поздороваемся»

Дети стоят в кругу, держа друг друга за руки. Они здороваются по кругу, смотрят друг другу в глаза и говорят: «Доброе утро ... (называют по имени того, кто стоит справа)».

Упражнение для развития моторной памяти «Запомни движение»

Дети повторяют за психологом под музыку движения рук и ног в определенном порядке. Когда запомнят все движения, то могут повторить их в обратном порядке.

Игра с мячом «Расскажи о себе»

Психолог бросает мяч детям и задает вопросы. Кто ловит мяч, тот и отвечает на вопросы.

- Во что ты любишь играть?

- Какое твое любимое блюдо?

- Какой любимый цвет?

- Кто твои друзья?

- Какая любимая сказка?

- Какой любимый мультфильм? И т.д.

Игра-беседа «Знаешь ли ты себя?»

Все люди разные. Чем они отличаются друг от друга? Знаете ли вы себя? (Психолог достает из ящика «волшебные» зеркала.) Посмотрите внимательно в зеркала и расскажите мне:

- Кто ты - мальчик или девочка?

- Сколько тебе лет?

- Какого цвета у тебя волосы? (Светло-русые, темно-русые, черные, белые, рыжие.)

- Твои волосы прямые или волнистые?

- Мягкие или жесткие?

- Какая прическа? (Стрижка, коса, хвостик, волосы до плеч, до середины спины.)

- Какого цвета у тебя глаза? (Серые, черные, карие, зеленые, голубые.)

- Какой формы у тебя глаза? (Круглые, удлиненные.)

- Какое выражение у твоих глаз? (Веселое, грустное, задумчивое.)

- Какой формы у тебя носик? (Прямой, курносый, вытянутый вниз.)

- Есть ли у тебя веснушки на носу?

- Какие у тебя губы? (Пухленькие, тоненькие, как ниточка, как ленточка, как бантик.)

- Если сравнивать тебя с другими детьми, какого ты роста?

- Ты худенький или пухленький?

- Какого цвета у тебя кожа? (Белая, смуглая, розовая, бледная.)

- Есть ли у тебя родинки, по которым тебя можно узнать?

- Какой формы у тебя брови, на что они похожи?

- Какую одежду ты любишь носить?

- Какой цвет в одежде тебе больше всего нравится?

- Любишь ли ты носить украшения? Какие?

- Что в твоей внешности нравится тебе, твоим родителям, окружающим?

Игра «Узнай по описанию»

Психолог описывает внешность детей, присутствующих на занятии. Ребенок, о котором рассказали, должен опознать себя.

Во время разговора нужно убедить ребенка в том, что он очень привлекательный, для этого целесообразно использовать сравнения, метафоры.

Пластический этюд «Лепим себя в будущем»

Дети, давайте станем скульпторами. Но лепить будем не из пластилина или глины, а будем создавать самих себя.

Дети под музыку Сен-Санса «Лебедь» «лепят» себя нового. Прямую спинку, расправленные плечи, гибкую шею, быстрые ноги, сильные руки, ясные глаза ...

Рисование «Автопортрет»

(оборудование для работы дети выбирают сами)

Ритуал завершения занятия «Лучики солнца»

Начало здесь.

Цель:

- подвести к осмыслению собственной ценности;

- формировать навыки толерантного поведения;

- воспитывать щедрость;

- способствовать свободе самовыражения в изобразительной творчества.

Ход   занятия   психолога

Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»

Игра для развития волевого внимания «Канон»

Дети идут под хороводными песню «Селезенюшка», выполняет вовлекшей следующие движения: первый ребенок приседает и поднимается, вторая - хлопает в ладоши, третья - приседает и поднимается. И так далее.

Сказка «Жадный кармашек»

На платье у Оли жил жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-то клали, и не нравилось, когда выкладывали.

Кармашек считал, что Оля была вовсе не экономной девочкой: то даст кому-то свою игрушку, то поделится чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы все это ты в карман клала», - думала она. Вот и стала девочке шептать: «Ты брату дала своего зайчика, а он тебе в обмен ничего не дал! Подруге конфету дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в карман клади».

Оля была хорошей и очень послушной девочкой. Вот и послушалась своего кармашка - начала делать все, что он ей советовал. И стал кармашек толстенький, потому что в нем лежало много разных вещей, но ему все было мало. Кармашек непременно хотел сохранить какие необычные сокровища.

У Олиной мамы было очень красивое ожерелье. Однажды, когда мамы не было дома, кармашек уговорил девочку достать ожерелье и спрятать в нее. Аленка подошла к шкафу, подставила стул, на него - табуретку и залезла на верхнюю полку. Достала девочка ожерелье - большое, длинное, красивое. Но оно не могло уместиться в кармане, он для нее был маленький.

Кармашек немного растянулся, и несколько бусинок вошли в нее, потом он растянулся еще, затрещал и разорвался! И из него посыпались бусинки, конфеты, яблоко, зайчик и еще много разных вещей.

Оля очень расстроилась и решила никогда больше не слушать жадных кармашков.

А мама, когда пришла домой, отпорола жадный кармашек, а на его место пришила красивый шелковый цветочек.

Беседа психолога по содержанию сказки

- Что такое жадность?

- Кого можно назвать жадным?

- Хотели бы вы дружить с жадным ребенком?

- Стоит ли слушаться жадных кармашков?

Разыгрывание психологических мини-этюдов по содержанию сказки

- как кармашек уговаривал Олю;

- как кармашек растолстел;

- как кармашек разорвался;

Упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки?»

Каждому ребенку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить:

- себе и другу;

- себе и другим детям;

- себе и брату или сестре.

- Как ты будешь делить игрушки?

Психолог дает положительную предварительную оценку детям.

Рисование красками «Щедрый кармашек»

Ритуал окончания занятия.

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»

Начало здесь.

Цель:

- знакомить детей с моральными чертами характера;

- обучать адекватным формам поведения и взаимодействия;

- развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии;

- поддерживать желание общаться и дружить;

- преодолевать замкнутость, негативные формы поведения;

- способствовать творческому самовыражению;

- развивать активное внимание.

Ритуал начала занятия «Мы все - большая красивая чашка»

Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - большая красивая чашка. Давайте представим, как в чашку потихоньку хозяйка наливает воду. Сначала воды немного. (Дети приседают.) Затем ее становится все больше, еще больше, наконец чашка совсем полная. (Дети потихоньку поднимаются по мере того, как «наполняется» чашка.) Давайте перенесем чашку на стол. А теперь наклон, будто из нее кто-то пьет. (Дети вместе с психологом выполняют соответствующие движения.)

Игра на развитие активного внимания «Слушай аплодисменты»

Дети идут по кругу. На 1 хлопок они останавливаются и становятся в позу «аиста» (стоят на одной ноге), на второй-позу «лягушки» (приседают, руки стоят на полу, ноги в коленях разведены), на 3 - продолжают ходьбу.

Сказка «О чашечке» (элементы сказкотерапии)

В одном фарфоровом королевстве среди другой посуды жила-была себе чашечка. На первый взгляд она ничем не отличалась от своих родственников, других чашек, - такая же беззаботная и веселая.

Однако, в отличие от своих сестер была очень гордая и надменная, потому что считала себя самой красивой чашкой в королевстве. Она и в самом деле была очень красива: ее перламутровое зеленое платье было похоже на цветок, украшенный золотыми горошинами, а еще чашка имела тоненькое дно и маленькую хрупкую ручку, также позолоченную. Но больше всего гордилась она маленькой золотой розой, нарисованной на самом донышке. Она каждый раз хвасталась своим нарядом.

- Посмотрите, какая я красивая! Ни у кого нет такого хорошего платья в горошек, а моя роза на донышке, правда, она замечательная?

Чашечка очень гордилась своей красотой, и даже не дружила с другими чашками и не водила с ними хороводы.

Но больше всего она не любила, когда пузатый чайник наполнял ее кипятком.

Наша чашечка-красавица всегда капризничала: прыгала, падала из стороны в сторону, каталась по столу, разливала все, что в нее наливали. А еще она не любила мыться, боялась, что щетки и порошок сотрут ее прекрасные одежды.

Скоро все поняли, что чашечка зазналась, и просто перестали обращать на нее внимание.

Только одно беленькое блюдечко, которое любило чашечку, продолжало считать ее красивой. А надменная чашечка не замечала его. Однажды блюдечко решило признаться чашечке, подошло к ней и тихонько сказал:

Дорогая чашечка! Ты мне очень нравишься. Хотя я не такое красивое, как ты, но сделаю для тебя все, что захочешь. Давай всегда будем вместе.

Услышав это, чашечка очень рассердилась:

-Да как ты, простое блюдечко могло предложить мне такое! Посмотри на себя! У тебя нет даже золотого ободка! А я-самая красивая чашечка в мире! - Крикнула она и сильно ударила блюдечко.

Блюдечко упало и разбилось. Но и чашечка разбилась также.

Беседа психолога по содержанию сказки

- Понравилась ли вам чашечка?

- А блюдечко?

- Хотели бы вы дружить с чашечкой? Почему?

- Хотели бы вы дружить с блюдечком? Почему?

- Кто из героев сказки - настоящий друг? Почему вы так считаете?

- Хорошо ли быть надменным, высокомерным хвастуном? Почему?

Разыгрывание психологических мини-этюдов из сказки

- чашечка хвастается своим платьем;

- чашечка капризничает, когда в нее наливают горячую воду;

- чашечка не хочет мыться;

- чашечка ссорится с блюдечком.

Упражнение «Найди эмоцию»

Среди предложенных пиктограмм найти ту, на которой изображено тщеславие. Показать лицо напыщенной чашечки мимикой.

Лепка «Добрые подруги для блюдечка»

Ритуал завершения занятия «Лучики солнца»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихонько постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.