Старший дошкольник - какой он? Социальный аспект подготовки к школе

старшие дошкольники, развитие старших дошкольников, формированию старших дошкольниковНовый коллектив – новый жизненный этап.

Вхождение дошкольника в детский коллектив - всегда для него новый жизненный этап.  Есть предположение, что чем младше ребенок, тем легче он привыкает к незнакомому окружению, потому что для него все новое, все хочется потрогать, подержать, потому что ему до всего есть дело. Малыш охотно, хотя и держась за мамин или папин палец, обследует («обживает») новую территорию, смело подходит к другим, предлагает себя. И только потом, когда осознает, что рядом нет привычного окружения, его впервые оставили один на один, пусть и с мизерными, однако, проблемами - к кому обратиться, с кем поиграть, а то и что-то решить, - появляются страхи, переживания, что может иногда даже привести к нервным расстройствам, пусть и непродолжительным. Чем старше ребенок - тем более такое вхождение меняет уже привычный ритм и образ жизни. Ведь он уже выстроил отношения со средой и перестроиться сразу ему тяжело. 

Приспособиться к ритму коллективного бытия.                                                                                     

С момента, когда малыш становится членом группы сверстников, его индивидуальное развитие невозможно рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими детьми этой группы. Именно на основе опыта общения с другими детьми формируются нравственные качества юной личности, прежде всего те, которые определяют его отношение к людям. Хотя группу дошкольного учреждения лишь условно можно считать коллективом, однако даже здесь есть большие потенциальные возможности для развития ребенка на основе доступных ему моральных норм и правил. Этому способствуют постоянный состав группы в течение нескольких лет, устойчивость педагогических требований, которые направляют и координируют взаимоотношения, ежедневное общение и совместная деятельность дошкольников. В сплоченном коллективе, который живет содержательной и полноценной жизнью, дети приобретают положительный социальный опыт взаимодействия, проникаются общими чувствами и переживаниями еще задолго до того, как начинают осознавать высокие моральные принципы.                                                                                

Вглядываясь в разные «ЗЕРКАЛА». 

Старшего дошкольника уже волнует его репутация среди детей, мнение которых для него важно. Приобретенный авторитет он будет пытаться отстаивать всеми доступными средствами. Он готов изменить стереотипы собственного поведения, если сверстники его не одобряют. Принятие малыша группой значимых для него детей, дает ему психологическую стабильность и эмоциональный комфорт.

А если такой группы у ребенка нет? Если отношения с девочками и мальчиками не складываются, а его контакты с ними противоречивы и неустойчивы, чем у 3-летних малышей? Действительно оценка, отношение сверстников такие важные для дошкольника? И могут ли родители или другие близкие взрослые компенсировать ребенку недостаток общения с другими детьми? Одни считают, что значимый взрослый способен дать ребенку все, если станет полноправным партнером в его жизнедеятельности. Другие же отстаивают мнение, что  взрослые не могут полностью заменить ребенку сверстников в игре, предметно-преобразовательной и других видах деятельности, так как у каждого в этой диаде своя важная роль. Осознание ребенком своей индивидуальности, неповторимости происходит в процессе его общения с ближайшим окружением, в котором родителям отведено особое место. Их оценка поступков ребенка, их отношение к нему является, по сути, «отражением» малыша закладывает основу самосознания как существенной составляющей становления юной личности.   В начале жизненного пути ребенка таких «зеркал» совсем мало. Сначала он узнает о себе от матери, самого, самого доброго, самого сочувствующего «зеркала», в котором малыш видит свое отражение только в лучшем виде. Еще ничего не достиг, ничего не сделал, а уже ты лучший, самый родной, окруженный заботой, что обеспечивает комфорт и безопасность.

Однако приобретенный опыт общения с близкими людьми испытывает значительные испытания в детском саду.  То внимание, заботу и любовь, которые малыш получал дома просто так, теперь среди новых взрослых и сверстников надо заслужить, и свое отражение в новых «зеркалах» ребенку не всегда нравится. Большинство детей достаточно успешно справляется с этой ситуацией и отношения с новыми людьми - взрослыми и сверстниками - постепенно налаживаются. Отличие отражений в домашних и новых «зеркалах» или сглаживается, или остается существенной, но скорее обогащает ребенка, чем травмирует его. Иногда новые «зеркала» становятся важнее предыдущих, поскольку в них дети видят себя взрослыми и самостоятельными.

Новые ориентиры в понимании себя.

С выходом за пределы семейных стереотипов общения не только обогащается социальный опыт ребенка, но и он сам приобретает способность познавать собственное «Я» по неизвестным ранее сторонам, что очень важно для личностного роста. У ребенка будто появляются новые ориентиры в отношении себя, понимание самого себя. К сожалению, не у всех детей «выход в свет» бывает успешным. Иногда ребенку приходится долго и мучительно искать свой ​​путь к другим детям, причем не всегда эти попытки удачны. Как на это реагировать, какие делать выводы? Не преувеличиваем ли мы о качестве детского общества? Может, наш малыш настолько опережает сверстников в развитии, такой самодостаточный, что ему с ними просто неинтересно, вот поэтому он и играет сам?

В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий детей, которые различаются по активности в налаживанию контактов с товарищами. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок таки находит свою группу детей, с которыми охотно проводит время. Другой долго присматривается к играм одногруппников. Ему нравятся их забавы, он бы и не против вступить в этой группы, однако не может преодолеть своей застенчивости. Есть и такие дети, которыми сверстники открыто пренебрегают, и это не всегда драчуны и разбойники. Нередко это дети, которые отличаются от других поведением, внешним видом, интеллектом, который выше или ниже среднего уровня.

Причины, по которым одни дети всегда «в центре» и без проблем вливаются в любую компанию, а другие не хотят или не могут завоевать расположение товарищей, так еще точно и не обнаружены. Существует мнение, что общительность - наследственная черта характера. В то же время, исследованиями доказано, что  общительность обусловлена ​​ранним жизненным опытом малыша. Если в младенчестве он получил достаточно тепла, заботы и любви, то чувствует доверие к окружающему миру, что и делает его более активным, смелым, подготовленным к новым открытиям.

Не умеют играть?

В последнее время наблюдается довольно тревожная тенденция - старшие дошкольники и даже младшие школьники не играют вместе, так, как когда-то играли их сверстники.

Их контакты кратковременны, малосодержательные и непродуктивные. Среди других причин называют демографический кризис: многие дети единственные в семье - растут без братьев и сестер. Отсутствие таких близкородственных детских контактов обедняет социальный опыт ребенка, его мышление не ориентировано на коллективные формы сосуществования.

Если отсутствие общения ребенка с братьями и сестрами не компенсируемые посещением детского сада - именно заведения с дневным пребыванием в нем, а не различных форм подготовки к школе или раннего интеллектуального развития, где ребенок приходит в коллектив на несколько часов в неделю и где главной задачей является научение, что априори предполагает конкурентные отношения, то в дальнейшем у такого малыша непременно возникнут проблемы с вхождением в детский коллектив. Эти дети в основном не контактные, испытывают трудности в адаптационный период: они недоверчивы, тревожные или слишком самолюбивые. Во взрослой жизни это может вызвать проблемы в общении с противоположным полом, выстраивании карьеры и тому подобное. В современных условиях детей крайне необходимо учить играть, работать, действовать вместе, поскольку изменение жизненного уклада современного поколения привело к тому, что ребенок оказался в вынужденной изоляции от сверстников. Безусловно, дети не разучились играть, однако коллективные игры все чаще подменяются играми один на один, иногда даже и не с игрушками, а с компьютером. В результате имеем формализацию детских отношений, агрессивность, соревновательность, эмоциональную глухоту. И это не может не настораживать взрослых!

Ребенок, который не прошел «школу» общения со сверстниками, «выпадает» из детской субкультурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не обладает «детским» языком общения, а не гармонизирует себя с детским социумом, а затем, становится отвергнутым. Поэтому он постоянно проявляет недовольство, раздражительность, агрессивность, со временем замыкается в себе, впадает в депрессию.

Почему же малышу бывает так трудно с другими детьми? Возможно, потому что в поисках друзей за пределами семьи он ищет «хорошее зеркало», в котором его отражение было бы максимально приближено к тому, в которое он привык смотреть. Найти друга - значит самому создать такое зеркало в руках другого, в которое хотелось бы смотреть, не испытывая отвращения к себе.

Как же помочь ребенку? Он не может обойтись без детского общества, поэтому роль взрослого в том, каким будет это взаимодействие, является значительной. Иногда в детские отношения стоит вмешиваться - детей надо учить налаживать контакты, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на других. Рано или поздно дошкольники овладевают адекватными для каждого конкретного случая способами воздействия на сверстников, очень важно, ведь от того, как сложатся отношения, либо опыта общения со сверстниками они приобретут до окончания дошкольного возраста – в начале школьного обучения, зависит, какой будет их компания в подростковом возрасте. От адекватного, целостного представления взрослого о новообразовании психического развития в дошкольном возрасте, его знания базовых характеристик детей, критериев и показателей зависит точность и достоверность прогнозирования конечного продукта педагогического воздействия, а следовательно и качество дошкольного образования, - говорится о конкретных формах поведения, знаниях и умениях, различных видах детской деятельности, способностях, которые определяют успешность и продуктивность их реализации. Все это имеет особое значение для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования.

Предоставить возможность свободно действовать. 

Важные условия полноценного развития дошкольника - предоставление ему возможности свободно действовать и вести себя, оценивать предложенный материал, овладевать способами самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля. При таких условиях ребенок свободно познает мир, проявляет инициативу, уверен в своих способностях. Произвольность в сфере общения дошкольника с взрослыми проявляется в том, что для него не является определяющим непосредственное отношение взрослого к его личности, вознаграждение или наказание. Значимым является поставленная перед ним задача и условия, при которых она должна быть выполнена. Общение является при этом контекстным, внеситуативным. Произвольность в сфере общения со сверстниками проявляется в способности выслушивать предложения товарищей, согласовывать с ними свои действия, содержательно общаться, толерантно относиться, удовлетворять их просьбы, достигать общей цели. Ребенок способен помогать, заботиться, выбирать способы общения, конструктивные формы решения конфликтных ситуаций и др.

Формировать коллективистские чувства.

Совместная деятельность порождает различные типы взаимоотношений между участниками в зависимости от того, насколько правильно ее организует педагог. Это прежде всего дружеская взаимопомощь, характеризующаяся реальным сотрудничеством, готовностью помочь товарищу, который в этом нуждается. Взаимоотношения партнерства, для которых характерно формальное сотрудничество, основанное на разделении труда и соблюдении принципа равенства для достижения общей цели. А также взаимное сосуществование, соседство, которое проявляется в болении каждого участника за успех своей части работы при отсутствии каких-либо переживаний об общем успехе. Приобщение ребенка к совместной деятельности помогает ему почувствовать и понять необходимость придерживаться общепринятых норм и правил взаимодействия, формирует умение подчинять свои личные цели и намерения групповым ради успеха общего дела.

Правильно организованная совместная деятельность детей способствует тому, что они постепенно учатся уважать товарищей, понимать их желания, интересы, болеть не только за свою долю труда, но и за работу других и ее конечный результат.

Во время выполнения коллективных или групповых задач у ребенка часто возникает потребность поделиться с товарищем собственным замыслом, опытом, умением. Совместные переживания радости успеха или грусти по поводу временных неудач сближают детей, сплачивают их вокруг единой цели. Эмоциональный способствует развитию дружеских отношений не только в коллективной деятельности, но и в повседневном общении. Однако,  было бы неправильно считать, что просто привлечение детей к совместной деятельности само собой обеспечивает формирование коллективистских чувств.

Подчеркиваем: хотя совместная деятельность старших дошкольников и направлена ​​на достижение определенного результата работы, однако главная ее цель - усвоение детьми правил взаимодействия со сверстниками, упражнение в положительных формах общения с товарищами и заботливом отношении к ним. Значение совместной продуктивной деятельности для воспитания детей трудно переоценить, ведь умение правильно вести себя в процессе совместной деятельности крайне необходимо маленькому человеку для будущего участия в жизни школьного коллектива, в общественной деятельности и в то же время для формирования моральных качеств личности. Конечно, совместная деятельность только тогда положительно влияет на детей, когда воспитатель создает для этого соответствующие условия, предварительно готовит дошкольников к ней.

Взаимоотношения, складывающиеся между детьми стихийно, не всегда бывают положительными, оставляя отметины в душе не только того, кого обидели, но и того, кто обидел. Но это не значит, что ребенка нужно оберегать от общества, чтобы его случайно не обидели, а не пренебрегали им.

В школе на первый план выйдет систематическое обучение, и здесь отношения со сверстниками могут стать или хорошим подспорьем, или существенной помехой. И мы, взрослые, должны постоянно об этом помнить, заботясь о комуникативно-социальном развитии каждого воспитанника и вовремя принимая меры, чтобы при необходимости исправить положение.