Адаптационные возможности ребенка - это процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационных возможностей организма зависит способность человека активно искать выход из стрессовой ситуации.
Первый общественный опыт малыша - приход в детский сад. Придя в дошкольное учреждение, ребенок оказывается в новых социально - психологических условиях, в новой среде, где меняется обычный ход и образ жизни, поэтому у него возникает чувство нестабильности. Поэтому остро стоит вопрос активизации внутренних психических ресурсов ребенка, обеспечение им покоя и защищенности, полноценного психологического, эмоционального развития и социального благосостояния.
Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или задержке темпа психофизического развития. А игра - является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому она имеет значимое влияние на психическое развитие ребенка, и в процессе совместной деятельности: игре, рисовании, конструировании, дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения, учатся общаться друг с другом, и со взрослыми.
Поэтому программа «В согласии с собой» будет наиболее целесообразной и интересной формой работы с детьми, педагогами, родителями по повышению уровня адаптационных возможностей детей дошкольного возраста. Занятия с детьми способствуют сохранению психического здоровья, предотвращают эмоциональные расстройства, развивают лучшее понимание себя и других, создают возможности для самовыражения.
Программа адаптации детей к условиям детского сада «В согласии с собой»:
- Ориентирована на оказание помощи в адаптации детям дошкольного возраста, которые длительное время не посещали ДОУ, находились на домашнем режиме;
- Рассчитана на 7 занятий (ежедневно в течение первой недели, и 2 занятия на второй неделе, каждое по 0,5ч, кроме последнего общего с родителями - 1:00)
- Количество участников группы - до 7 детей;
- Форма работы: групповая, индивидуальная;
- Цель программы: создание благоприятных условий в ДОУ для повышения адаптационных возможностей ребенка, сохранения психологического здоровья детей.
Задача программы:
- Формирование положительной установки у ребенка на дошкольное учреждение;
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Развитие навыков лучшего понимания себя и других;
- Обучение способам взаимодействия с другими посредством формирования игровых навыков, и продуктивных форм общения со сверстниками и взрослыми, предоставление возможности родителям увидеть своих детей в компании сверстников, способствовать эмоциональному сближению родителей и детей;
- Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества родителей, детей, воспитателей путем совместной творческой деятельности.
Особенности программы: предполагается коррекция и развитие различных сторон психики ребенка, его эмоционально-личностной сферы через познание себя, познание других и формирование навыков продуктивных форм общения со сверстниками и взрослыми в основном средствами игры.
Ожидаемые результаты:
- Освобождение ребенка от сложных для него эмоциональных переживаний;
- Адекватное восприятие себя и своих возможностей;
- Принятие ребенком себя и своего окружения;
- Желание общаться, с удовольствием ходить в детский сад, играть со сверстниками.
Место проведения занятий.
Занятия проводятся в специально оборудованной комнате, или в музыкальном зале, то есть в изолированном помещении, где дети могут бегать, прыгать, танцевать, свободно проявлять свои эмоции, творить, играть. В помещении должны быть столы и стульчики, которые легко передвигаются, а также набор специального оборудования: краски, цветные карандаши, мягкие игрушки, пластилин, бумага, клей, ножницы, мячики, переносная песочница и т.д.
Общая структура занятий:
1. Приветствие (ритуал, принимается в группе).
2. Упражнение для разминки и настройки на активную работу и на контакт друг с другом.
3. Основная часть. Упражнения для знакомства детей, психогимнастика, элементы групповой психотерапии, игры и упражнения на самораскрытие, самопознание.
4. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.
Тематический план занятий программы «В согласии с собой»
№ п/п |
Заголовок |
Количество часов, время |
1 |
«Давайте познакомимся» (1 занятие) Цель: знакомство, создание непринужденной атмосферы, развивать чувство принадлежности к группе, сближение детей друг с другом. |
15-30 мин. |
2 |
(2 занятия) Цель: познакомить с методами саморегуляции, повышать эмоциональный тонус, снятие напряжения, мышечное расслабление, способствовать повышению самооценки. |
30-60 мин. |
3 |
(1 занятие) Цель: помочь ребенку почувствовать свою принадлежность к группе, дать возможность почувствовать, что он признан другими детьми. |
15-30 мин. |
4 |
(2 занятия) Цель: активизировать и нормализовать процесс воображения, корректировать накопление переживания, развивать творческие способности. |
30-60 мин. |
5 |
(1 занятие) совместно с родителями и воспитателями. Цель: формирование навыков взаимодействия, сотрудничества и эмоциональной поддержки детей и родителей, содействие их эмоциональному сближению, развитие творческих способностей. |
60 мин. |