Программа адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с собой». Начало.
Цель: знакомство, создание непринужденной атмосферы, развивать чувство принадлежности к группе, воспитывать желание играть вместе.
Приветствие (знакомство) «Назови свое имя»
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, познакомиться.
Дети сидят в кругу, психолог держит в руках мяч, и говорит, что сейчас он будет бросать мяч и называть свое имя, а дети возвращая его, называют свое имя (напоминать во время выполнения упражнения: «Как тебя зовут?»).
Игра «Паровозик».
Цель: воспитывать желание играть вместе, вызвать чувство симпатии к сверстникам.
Материал: стульчик, картинка паровозика с вагончиками.
Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у «паровозика» не будет вагончиков», и тот, кого мы выберем «паровозиком», будет один ездить по кругу, громко говоря «ту-ту». Затем «паровозик» пригласит какого-то ребенка стать вагончиком, назвав его имя. Например: «Маша, иди играть, будь моим «вагончиком», а я стану паровозиком». Приглашенный ребенок называет имя «вагончика», а сам становится «паровозиком». Дети двигаются, говоря «ту-ту», останавливаясь «у-у-у». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут «вагончиками». Каждый ребенок, став «паровозиком», называет имена всех «вагончиков».
Упражнение «Мягкие лапки»
Цель: снять мышечное напряжение рук, развивать чувственное восприятие ребенка, способствовать гармонизации отношений между взрослым и ребенком.
Материал: клочок меха, кисточка, стеклянный флакончик, ожерелье, вата.
Психолог подбирает 6 - 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакончик, ожерелье, вату и т.д. ...
После этого предлагает ребенку засучить рукав до локтя и объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и дотрагиваться к нему мягкими лапками. Ребенок должен закрыть глаза и догадаться, какое «животное» прикасалось к руке, то есть угадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, легкими, нежными.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: помочь ребенку выразить словами свои чувства, переживания, дать возможность раскрыться, повысить уверенность в себе.
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу ... ..
Я умею ......
Я смогу ......
Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.
Прощание «Передай тепло»
Цель: улучшить настроение, снять тревожное состояние.
Дети стоят в кругу, поворачиваются друг к другу ласково смотрят в глаза, улыбаются и передают тепло своего сердца через рукопожатие.