Пояснительная записка к программе
Цель: закрепить умение запоминать слова методом ассоциаций, развивать память, внимание, формировать навыки эффективного взаимодействия.
План проведения занятия
1. Упражнение-приветствие. 2 мин.
2. Работа в парах I этап. 5 мин. (Альбомы с картинками)
3. Ролевое упражнение-сказка «Старый дом» 10 мин. (Текст сказки)
4. Работа в парах II этап. 5 мин. (Альбомы с картинками)
5. Упражнение-массаж «Изменчивая погода» 5 мин.
6. Домашнее задание
7. Рефлексия занятия. Итог. 3 мин.
Упражнение-приветствие
Цель: создание хорошего настроения, настроя на работу.
С каждым поздороваемся:
«Доброго всем дня!»
Искренне улыбнемся,
Пожелаем добра.
Старание не забудьте взять,
Начнем с вами работать.
Работа в парах (проводится в два этапа).
Цель: учить работать в паре, фантазировать, импровизировать, воспринимая окружающий мир.
I этап. Один ребенок показывает картинки в своем альбоме и говорит слова, на которые второй ребенок находит ассоциации и таким образом запоминает слова. Затем дети меняются ролями.
Ролевое упражнение-сказка «Старый дом»
Цель: развивать внимание, память, отрабатывать навыки эффективного взаимодействия, эмпатии, умение сотрудничать.
Действующие лица:
Большой старый дом - говорит «скрип»;
Старая женщина - говорит усталым голосом «ох!»;
Кошка - говорит «мяу!»;
Сова - говорит «угууу!»;
Мышка - пищит.
Как и большинство хороших историй, эта история начинается со слов «однажды». Итак, однажды, в прекрасной лесной чаще стоял большой старый дом, и в этом большом старом доме жила старая женщина. Сейчас вы должны подумать, что старая женщина в большом старом доме должна жить сама, но это не так, потому что, ув старой женщины было двое друзей, которые жили с ней в большом старом доме. Поверите ли вы, что ее друзьями были кошка и мышка? Сейчас большинство из вас думают, что кошка и мышка не могут жить вместе, под одной крышей. Но только не эти кошка и мышка! Они очень-очень сильно дружили. Возможно, это происходило потому, что старая женщина была очень хорошей, а большой старый дом - очень удобным.
Однажды, старая женщина убиралась в большом старом доме, а кошка с мышкой наблюдали за ней. Вдруг они услышали очень странный звук. Старая женщина подошла к двери большого старого дома и открыла их.
Кошка и мышка были не такими смелыми, как их хозяйка, поэтому спрятались за спиной старухи. Звук повторился. Подняв головы и взглянув вверх, они увидели огромную сову, которая сидела на старом дубе. Старая женщина и мышка испугались, зная, что сова очень любит есть мышей на обед. Сова внимательно посмотрела вниз на старую женщину и сказала: «Я очень замерзла и очень голодная».
Тогда мышка начала еще больше волноваться. Но, старуха представив, что кошка может атаковать сову, если та полетит за мышкой, сказала сове: «Мы все друзья и живем в мире. Если ты мне пообещаешь, что не съешь мою подружку мышку, я принесу тебе еды, и ты сможешь согреться у огня». Сова была очень доброй, поэтому, когда услышала предложение старухи, сразу на него согласилась. Эта история заканчивается счастливым концом - в большом старом доме стали жить сова, кошка, мышка и старая женщина. Мораль сей сказки такова: если в большом старом доме смогли счастливо и дружно жить старуха, кошка, мышка и сова, то мы искренне надеемся, наши дорогие, что мы все, независимо какой у нас характер, будем чувствовать себя комфортно во время обучения и «жить мирно» ...
Модификация упражнения.
I вариант - дети говорят звуки все вместе;
II вариант - роли распределяются между детьми двух подгрупп.
Работоспособность в парах II этап. Дети по очереди читают по картинке и вспоминают слова.
Упражнение-массаж «Изменчивая погода»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, содействие расслаблению, повышению уровня групповой сплоченности.
- Подул легкий ветерок (поглаживание спины).
- Начинает капать дождь (легкое постукивание пальчиками по спине).
- Дождь усиливается (быстрое постукивание пальчиками по спине).
- А вот град - настоящая буря (постукивание кулачками по спине).
- Но что это? Буря стихает (быстрое постукивание пальчиками по спине).
- Дождь стихает (легкое постукивание по спине).
- Тихий шелест ветра (поглаживание спины).
- Солнце (руки вверх, улыбка).
Домашнее задание.
Увеличить количество картинок в альбомах, поиграть в ассоциации с родными.
Рефлексия занятия.
- Вам понравилось работать в парах?
- Какие трудности возникали во время работы?
- Вы радуетесь за успехи своих друзей?
Итог.