Цель:
- формировать навыки эмпатии, развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других;
- обучать толерантному отношению ко всему живому;
- развивать выразительность движений;
- развивать внимание;
- формировать умение делать выводы.
Ритуал начала занятия «Большая хорошая птица»
Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - одна большая и хорошая птица. Давайте послушаем, как он дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох - делается шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так птица не только дышит, так бьется ее большое сердце». Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
Упражнение «Птица или насекомое?»
Психолог говорит названия птиц и насекомых. Когда дети слышат название птицы, то машут руками - «летят», а когда название насекомого - опускают руки вниз.
Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтали стать птицей»
Рядом с человеком живут птицы. Некоторые из них полностью зависят от ухода за ними людей, другие живут самостоятельно и не очень любят, когда человек вмешивается в их жизнь.
Птицы могут летать, об этом мечтает каждый. Психолог обращается к каждому ребенку:
- Представь себе, что у тебя выросли крылья. Теперь ты можешь летать, где пожелаешь, увидеть весь мир! Птичка, расскажи мне, как ты живешь!
- Где ты хотела бы жить? (Лес, луга, поле, море, поселок, город, юг, север.)
- Где ты хотела бы свить гнездышко? (На траве, на дереве, в кустах, на воде, в песке.) Почему?
- Какие у тебя соседи?
- Что ты хотела бы есть?
- Что ты чувствовала бы, если бы мальчики стреляли в тебя из рогаток? Как ты к ним относилась бы?
- Долго ты высиживала бы яйца, чтобы из них вылупились птенцы?
- Вот они появились, такие маленькие, беззащитные. Ты полетела бы за едой, а когда вернулась, то увидела, что твое гнездышко разломано. Что ты почувствовала бы в это время?
Ты очень оберегала яйца с будущими птенцами, согревала их, но проголодалась и полетела искать пищу. А когда вернулась, то увидела, что на дереве сидит мальчик, держит в руках птенцов и рассматривает их. Что ты почувствовала бы в этот момент? Что ты сказала бы этому мальчику?
- Представь, что тебя поймали и посадили в клетку. За тобой очень хорошо ухаживают, клетка просторная, чистая, тебя кормят. О чем ты мечтала бы, сидя в клетке?
- Как тебе жилось бы в городе, где много машин, заводов, фабрик?
- Что ты хотела бы сказать всем людям?
Мы не можем стать птицами, но как приятно помечтать и понять, как надо относиться всем птицам.
Пластический этюд «Птицы»
Под музыкальное сопровождение психолог рассказывает, а дети двигаются в соответствии с содержанием рассказа.
Дети, представьте себе, что вы - птицы. Закройте глаза и присядьте - птички спят на веточке. Вот теплое весеннее солнышко утром разбудило птиц. Они расправили крылышки, перышки и потянулись. Взмахнули своими крылышками и полетели в голубое небо. Летали птицы и устали, сели на травку у ручья, попили водичку. Опять полетели и опустились на птичий двор. Зернышек поклевали и стали рассматривать жителей птичьего двора. А во дворе домашних птиц много: напыщенный индюк, надменный петух, курицы, утята непослушные, утка-кряква, гусь-забияка.
Погостили птички и домой полетели. А солнышко уже садится, небо темнеет, птички уселись на веточки, сложили свои крылышки и уснули.
Лепка из пластилина «Я - прекрасная птица»
Ритуал окончания занятия.
Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»