Цель:
- развивать коммуникативные способности детей;
- знакомить с моральными чертами характера;
- развивать способность к эмпатии, поддерживать способность общаться, преодолевать замкнутость, скованность;
- способствовать развитию внимания.
Ход занятия
Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»
Игра «Пожалуйста»
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а игроки должны их повторить только в том случае, если ведущий к показу добавит «пожалуйста». Тот, кто ошибся, выходит в круг и выполняет любую задачу (улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.).
Беседа психолога с детьми «Как можно понять настроение человека?»
- Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?
- Почему людям бывает грустно?
- Если тебе плохо, грустно, как ты себя ведешь?
- А если у твоей мамы, плохое настроение, как ты это узнаешь?
- Каким бывает лицо печального человека?
- Как поднять настроение?
- Как можно спросить о причине плохого настроения?
- Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего это бывает?
- Как погода влияет на настроение человека?
- Если дома гости, веселая атмосфера, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать другим? Как думаешь, их это смутит?
Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем в глаза, скажем слова: «Пусть у всех будет хорошее настроение!»
Игра «Собери людей, у которых похожее настроение»
Оборудование: ватман формата А1, разделенный на шесть частей, в каждой части размещена пиктограмма с проявлением эмоции и подписано ее название (возможны варианты: злость, печаль, удивление, страх, радость, обида); фотографии, вырезки из газет и журналов, где ярко изображено настроение людей; небольшие карточки с пиктограммами.
Объясняем детям, как важно уметь видеть настроение людей, понимать причины изменения настроения, как важно быть наблюдательными.
Выкладываем карточки с эмоциями на стол или пол, протягиваем детям карточки с пиктограммами изображением вниз, пусть каждый ребенок вытянет себе значок. По сигналу психолога дети могут отобрать фотографии, на которых изображена такая эмоция, как и на их значке и разложить эти изображения в соответствующей части ватмана.
Затем можно обсудить, какие причины обусловливают именно такое настроение.
Игра-сравнение «На что похоже мое настроение?»
Начинает педагог-психолог: «Мое настроение похоже на яркий солнечный лучик в ясном небе, а твое?». Затем дети по очереди говорят, на какое время года, на какое явление природы похоже их настроение. В конце упражнения психолог делает вывод о том, какое настроение у всей группы.
Упражнение «Печальный мальчик, печальная девочка»
Психолог: «Вы увидели, что в группе сидит грустная девочка (мальчик). Попробуйте улучшить ее настроение. Подумайте, какие слова можно сказать, как успокоить, чем развлечь?».
Дети разбиваются на пары и пытаются утешить печального ребенка. Затем меняются ролями.
Рисование «Мое настроение»
Предложить детям линиями изобразить свое настроение.