Занятие №10 по развитию эмоциональной сферы: «Ты-маленькое деревце»

Цель:

- развивать тактильные ощущения, логическое мышление;

- формировать умение правильно выражать свои чувства;

- развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других, навыки эмпатии;

- прививать адекватные формы поведения;

- формировать бережное отношение к природе;

- способствовать самореализации участников;

- повышать самооценку детей.

Ход занятия

Ритуал начала занятия «Большое дерево»

Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - одно большое дерево. Давайте послушаем шелест его листьев, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох - делается шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так дерево не только шелестит листьями, так текут соки в его стволе». Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.

Игра «Деревья и кусты» (с элементами методики Г. Домана)

Психолог показывает карточки, на которых изображены кусты и деревья. Дети должны назвать изображенные растения. Когда видят куст, то расставляют руки в стороны, а когда дерево - поднимают руки вверх.

Упражнение «Дощечки» (методика М. Монтессори)

Из «волшебного» мешочка дети получают бруски различной фактуры (деревянные, пластиковые, железные, стеклянные, шершавые и т.п.) и на ощупь пытаются узнать, из какого материала брусок.

Игра-перевоплощение «Все мы - маленькие деревца»

Психолог читает текст, а дети движениями, пластикой тела пытаются изобразить.

После долгой холодной зимы пришла теплая весна. Маленькие деревца расправили свои нежные листочки, протянули тоненькие веточки к солнышку и ощутили на них тепло.

Улыбнулись солнышку. Вдруг прилетел проказник-ветерок и предложил деревьям поиграть. Удивились деревца, но согласились.

Закачали своими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

Но проказник-ветерок принес с собой облако, которое закрыло солнышко. Соскучились дерева. Закрыли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще и дождик закапал, промокли деревца до последней нитки. Поникли их ветви, тяжелые стали.

Смутился ветер, ведь деревья могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и деревца радостно вздохнули.

Беседа психолога с детьми «Если бы ты был деревом ...»

- Представьте себе, что на некоторое время вы превратились в деревья. Каким бы деревом ты стал? А ты?

- Где бы росло деревце?

- Есть ли у деревца друзья? Кто они?

- Что ты чувствуешь, когда солнышко касается тебя своими лучами?

- Что ты чувствуешь, когда птичка плетет в твоих веточках себе гнездышко?

- Что ты чувствуешь, когда гусеница ползет по твоим веточками?

- Ты увидел мужчину, который несет топор. Что чувствуешь в этот момент?

- Что ты хочешь сказать этому человеку? Расскажи ему, какую пользу ты приносишь людям.

- Мальчик хочет сломать твою веточку, что ты скажешь ему?

Пластический этюд «Психологическая лепка»

(под музыкальное сопровождение)

Психолог просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «Давайте слепим большой сильный дуб. У него толстый ствол, крепкие ветви, резные листья. Можно оживить дерево, но чтобы не нарушить его целостности, двигаться нужно синхронно, плавно».

Рисование «Я - прекрасное дерево»

(индивидуальная работа детей)

Рисование «Мечты дерева»

(коллективная работа)

Детям можно предложить одну из тем. Дать соответствующие оборудование: листы формата А4 или ватман формата А2, краски. Можно рисовать пластилином, размазывая его по поверхности листа.

Ритуал завершения занятия «Круг друзей»

Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть на всех по очереди.