Цель:
- развивать тактильные ощущения, логическое мышление;
- формировать умение правильно выражать свои чувства;
- развивать чувствительность к эмоциональному состоянию других, навыки эмпатии;
- прививать адекватные формы поведения;
- формировать бережное отношение к природе;
- способствовать самореализации участников;
- повышать самооценку детей.
Ход занятия
Ритуал начала занятия «Большое дерево»
Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - одно большое дерево. Давайте послушаем шелест его листьев, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох - делается шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так дерево не только шелестит листьями, так текут соки в его стволе». Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
Игра «Деревья и кусты» (с элементами методики Г. Домана)
Психолог показывает карточки, на которых изображены кусты и деревья. Дети должны назвать изображенные растения. Когда видят куст, то расставляют руки в стороны, а когда дерево - поднимают руки вверх.
Упражнение «Дощечки» (методика М. Монтессори)
Из «волшебного» мешочка дети получают бруски различной фактуры (деревянные, пластиковые, железные, стеклянные, шершавые и т.п.) и на ощупь пытаются узнать, из какого материала брусок.
Игра-перевоплощение «Все мы - маленькие деревца»
Психолог читает текст, а дети движениями, пластикой тела пытаются изобразить.
После долгой холодной зимы пришла теплая весна. Маленькие деревца расправили свои нежные листочки, протянули тоненькие веточки к солнышку и ощутили на них тепло.
Улыбнулись солнышку. Вдруг прилетел проказник-ветерок и предложил деревьям поиграть. Удивились деревца, но согласились.
Закачали своими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.
Но проказник-ветерок принес с собой облако, которое закрыло солнышко. Соскучились дерева. Закрыли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще и дождик закапал, промокли деревца до последней нитки. Поникли их ветви, тяжелые стали.
Смутился ветер, ведь деревья могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и деревца радостно вздохнули.
Беседа психолога с детьми «Если бы ты был деревом ...»
- Представьте себе, что на некоторое время вы превратились в деревья. Каким бы деревом ты стал? А ты?
- Где бы росло деревце?
- Есть ли у деревца друзья? Кто они?
- Что ты чувствуешь, когда солнышко касается тебя своими лучами?
- Что ты чувствуешь, когда птичка плетет в твоих веточках себе гнездышко?
- Что ты чувствуешь, когда гусеница ползет по твоим веточками?
- Ты увидел мужчину, который несет топор. Что чувствуешь в этот момент?
- Что ты хочешь сказать этому человеку? Расскажи ему, какую пользу ты приносишь людям.
- Мальчик хочет сломать твою веточку, что ты скажешь ему?
Пластический этюд «Психологическая лепка»
(под музыкальное сопровождение)
Психолог просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «Давайте слепим большой сильный дуб. У него толстый ствол, крепкие ветви, резные листья. Можно оживить дерево, но чтобы не нарушить его целостности, двигаться нужно синхронно, плавно».
Рисование «Я - прекрасное дерево»
(индивидуальная работа детей)
Рисование «Мечты дерева»
(коллективная работа)
Детям можно предложить одну из тем. Дать соответствующие оборудование: листы формата А4 или ватман формата А2, краски. Можно рисовать пластилином, размазывая его по поверхности листа.
Ритуал завершения занятия «Круг друзей»
Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть на всех по очереди.