Занятие №16 по развитию эмоциональной сферы дошкольников: «Всегда ли хорошо хвастаться»

Начало здесь.

Цель:

- знакомить детей с моральными чертами характера;

- обучать адекватным формам поведения и взаимодействия;

- развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии;

- поддерживать желание общаться и дружить;

- преодолевать замкнутость, негативные формы поведения;

- способствовать творческому самовыражению;

- развивать активное внимание.

Ритуал начала занятия «Мы все - большая красивая чашка»

Участники берутся за руки и становятся в круг. Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - большая красивая чашка. Давайте представим, как в чашку потихоньку хозяйка наливает воду. Сначала воды немного. (Дети приседают.) Затем ее становится все больше, еще больше, наконец чашка совсем полная. (Дети потихоньку поднимаются по мере того, как «наполняется» чашка.) Давайте перенесем чашку на стол. А теперь наклон, будто из нее кто-то пьет. (Дети вместе с психологом выполняют соответствующие движения.)

Игра на развитие активного внимания «Слушай аплодисменты»

Дети идут по кругу. На 1 хлопок они останавливаются и становятся в позу «аиста» (стоят на одной ноге), на второй-позу «лягушки» (приседают, руки стоят на полу, ноги в коленях разведены), на 3 - продолжают ходьбу.

Сказка «О чашечке» (элементы сказкотерапии)

В одном фарфоровом королевстве среди другой посуды жила-была себе чашечка. На первый взгляд она ничем не отличалась от своих родственников, других чашек, - такая же беззаботная и веселая.

Однако, в отличие от своих сестер была очень гордая и надменная, потому что считала себя самой красивой чашкой в королевстве. Она и в самом деле была очень красива: ее перламутровое зеленое платье было похоже на цветок, украшенный золотыми горошинами, а еще чашка имела тоненькое дно и маленькую хрупкую ручку, также позолоченную. Но больше всего гордилась она маленькой золотой розой, нарисованной на самом донышке. Она каждый раз хвасталась своим нарядом.

- Посмотрите, какая я красивая! Ни у кого нет такого хорошего платья в горошек, а моя роза на донышке, правда, она замечательная?

Чашечка очень гордилась своей красотой, и даже не дружила с другими чашками и не водила с ними хороводы.

Но больше всего она не любила, когда пузатый чайник наполнял ее кипятком.

Наша чашечка-красавица всегда капризничала: прыгала, падала из стороны в сторону, каталась по столу, разливала все, что в нее наливали. А еще она не любила мыться, боялась, что щетки и порошок сотрут ее прекрасные одежды.

Скоро все поняли, что чашечка зазналась, и просто перестали обращать на нее внимание.

Только одно беленькое блюдечко, которое любило чашечку, продолжало считать ее красивой. А надменная чашечка не замечала его. Однажды блюдечко решило признаться чашечке, подошло к ней и тихонько сказал:

Дорогая чашечка! Ты мне очень нравишься. Хотя я не такое красивое, как ты, но сделаю для тебя все, что захочешь. Давай всегда будем вместе.

Услышав это, чашечка очень рассердилась:

-Да как ты, простое блюдечко могло предложить мне такое! Посмотри на себя! У тебя нет даже золотого ободка! А я-самая красивая чашечка в мире! - Крикнула она и сильно ударила блюдечко.

Блюдечко упало и разбилось. Но и чашечка разбилась также.

Беседа психолога по содержанию сказки

- Понравилась ли вам чашечка?

- А блюдечко?

- Хотели бы вы дружить с чашечкой? Почему?

- Хотели бы вы дружить с блюдечком? Почему?

- Кто из героев сказки - настоящий друг? Почему вы так считаете?

- Хорошо ли быть надменным, высокомерным хвастуном? Почему?

Разыгрывание психологических мини-этюдов из сказки

- чашечка хвастается своим платьем;

- чашечка капризничает, когда в нее наливают горячую воду;

- чашечка не хочет мыться;

- чашечка ссорится с блюдечком.

Упражнение «Найди эмоцию»

Среди предложенных пиктограмм найти ту, на которой изображено тщеславие. Показать лицо напыщенной чашечки мимикой.

Лепка «Добрые подруги для блюдечка»

Ритуал завершения занятия «Лучики солнца»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихонько постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.