Занятие №1 по развитию интеллекта у детей

Данное занятие первое из серии занятий коррекционно-развивающей программы психолога в детском саду по развитию интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 3 дидактических игр и 1 упражнения.

Ход проведения занятия

Дидактическая игра «Лото, в котором все побеждают»

Цель:

- развивать внимание;  

- развитие математических навыков у детей.

Обычная игра в лото может оказаться слишком напряженной для детей, которые начинают переживать и нервничать, надеясь, что они заполнят первыми карточки, а тут кто-то кричит: «Готово!». В предлагаемой нами игре в лото победу празднует каждый участник.

Цель: учить распознавать и подбирать числа, цвета, формы - все, изображенное на карточке; при этом дети учатся чувствовать радость и положительные эмоции, когда у них и окружающих все хорошо.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов, цифр и т.п., фишки.

Порядок действий. Сделайте из картона карточки для лото, напишите на каждой из них цифры от 1 до 10 или от 10 до 20. На всех карточках должны стоять одинаковые цифры, только в разном порядке. Дайте каждому игроку карточку, а также фишки.

Ход игры

Ведущий называет цифры в произвольном порядке, дети должны найти названное число на карточке и закрыть его фишкой.

Когда все цифры будут закрыты, обойдите всех игроков и проверьте их карточки: «Ты закрыл 1? Да. А 2? Хорошо». И так далее.

Убедившись таким образом, что задача выполнена, сообщите: «У тебя заполнена вся карточка! О, и у тебя тоже!». Детям очень понравится, когда выигрывают все!

Варианты. Можно использовать эту игру, чтобы научить малышей многим вещам.

Указывайте на карточках цвета, формы, буквы и даже короткие слова, имена людей, изобразите животных - в общем, любую информацию, которую хотите закрепить в памяти ребенка.

Упражнение «Горячий мяч - холодный мяч»

Цель:

-развитие умения внимательно слушать, активизировать внимание и правильно выполнять команды.

Оборудование: мяч или что-то другое, что можно передавать и бросать.

Ход упражнения

Ведущий заранее объясняет, что означает каждое задание. Можно придумывать по желанию любые новые варианты.

Игроки становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу. Когда ведущий говорит: «Горячий мяч» - дети передают или бросают мяч друг другу сверху так быстро, как это возможно. Если ведущий командует: «Холодный мяч!», - Игроки медленно и аккуратно передают или бросают мяч снизу, пока не поступит другая команда.

Когда ведущий кричит: «Нижний мяч!», - Участник поднимает ногу и бросает мяч из-под нее.

Когда ведущий объявляет: «Крученый мяч», - игрок должен сделать оборот вокруг себя и затем бросить мяч. («Винтовые» мячи можно разнообразить: «горячие крученые мячи» и «холодные крученые мячи».)

Когда ведущий командует: «Звуковой мяч!», - Участник должен сначала выдать какой-нибудь звук, а затем бросить мяч.

Опытные игроки могут выполнять сложные команды, например, «звуковой горячий крученый мяч». В этом случае нужно поймать мяч, покрутиться вокруг себя, выдать звук и быстро бросить его сверху другому игроку.

Дидактическая игра «Отгадай картинку»

Цель:

- усвоение важного математического понятия, суть которого в том, что целое состоит из мелких частей;

- развитие смысловой догадки.

Оборудование: ножницы, бумага, журнал.

Порядок действий. Сделайте на листе бумаги горизонтальные надрезы, не доходящие до левого края. Этим листом вы будете прикрывать картинку.

Ход игры

Накройте этим листом любую картинку в журнале и отогните полоски бумаги одну за другой, проверяя, смогут ли дети отгадать, что изображено на картинке. Поменяйтесь местами и посмотрите, как быстро вам удастся дать правильный ответ.

Дидактическая игра «Следопыты»

Цель:

- тренировка зрительно-моторной координации;

- вырабатывать способности проявлять свои творческие способности;

- развитие силы и умения удерживать равновесие;

- обучаться продумывать действия заранее и составлять план.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или маркеры.

Подготовительный этап. Положите на пол листы бумаги и попросите детей стать на них. Пока они будут стоять, обрисуйте каждому стопу или обе стопы. Это могут сделать и другие дети или даже сам ребенок. Хорошо, если таких следов будет много. По желанию дети могут раскрасить свои следы. Можно разнообразить процесс раскрашивания, предложив необычные варианты: следы в горошек, следы в радугу, в полоску и так далее. Выложите листы бумаги со следами дорожкой по одному или два.

Ход игры

Порядок передвижения с одного листа на другой зависит от того, лежит перед ребенком один след или два, и как далеко друг от друга расположены листы.

Таким образом, если на листе нарисованы два следа, игрок может прыгнуть на него двумя ногами. Если же на следующем листе нарисован один след, прыжок происходит одной ногой - правой или левой - в зависимости от того, какая стопа нарисована. Если листы бумаги лежат достаточно близко, это предполагает короткие прыжки; если они лежат далеко, ребенку нужно делать длинные прыжки.

Варианты. Приготовьте контуры рук и разложите их рядом с контурами ног. Проходя по следами, дети иногда останавливаются и, балансируют на одной ноге, наклоняются и дотрагиваются до следов ладоней. Затем перепрыгивают на лист с двумя следами. Дети могут поочередно раскладывать листы бумаги для того, чтобы самим устанавливать правила игры.

Вместо отдельных листов бумаги можно воспользоваться рулоном (скажем, обоев) и нарисовать на нем последовательность контуров стоп и ладоней. Стоит попробовать различные варианты.