Занятие №4 по развитию интеллекта у детей

Данное занятие-четвертое из серии занятий коррекционно-развивающей программы психолога в детском саду по развитию интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 1 упражнения и 3 игр.

Игра «Прыжки формами»

Цель:

- закрепление названия форм, цветов, цифр или букв;

- тренировка памяти, умение слушать, запоминать и выполнять указания;

- совершенствование навыков сохранения равновесия;

- формирование навыков передвижения различными способами.

Оборудование: газеты или плотная цветная бумага, маркеры, скотч.

Подготовка. Выньте шесть-девять газетных разворотов. Сложите их пополам и на каждом нарисуйте какую-нибудь форму маркером. По желанию формы можно вырезать. Начните с простых знакомых форм - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Позже можно перейти к более сложным формам - пятиугольнику, шестиугольнику, восьмиугольнику и ромбу.

Прикрепите все страницы к полу, одну за другой, чтобы они образовали вертикальную линию (чем больше фигур, тем сложнее игра).

Ход игры

Сначала нужно просто перепрыгивать с одной формы на другую. При каждом прыжке называйте форму, на которую прыгаете.

Повторите упражнение несколько раз, всегда начиная с первой формы и не пропуская ни одной. Теперь называйте различные формы, на которые ребенок должен прыгнуть. Например: «Прыгни с квадрата на круг». Далее задача усложняется: «Прыгни с круга на треугольник, а затем на восьмиугольник».

Для тренировки памяти нужно усложнить задачу: «Пройди на пятках к звезде, затем на цыпочках к прямоугольнику, а затем подпрыгни четыре раза на одной ноге на круге». Или «попрыгайте на левой ноге в квадрат, потом сделай поворот в воздухе и приземлись на шестиугольник» и др.

Упражнение «Музыкальные движения»

Цель:

- развитие умения слушать и запоминать, совершенствовать музыкальный слух.

Оборудование: различные музыкальные инструменты.

Порядок действий. Под звуки музыкальных инструментов нужно делать определенные движения. Например, попросите детей кружить, когда зазвенит колокольчик, прыгать под звуки бубна, прыгать на одной ноге, когда заиграет дудочка, раскачиваться под барабанный бой и так далее.

Ход упражнения

Сначала проиграйте все звуки для того, чтобы дети смогли потренировать движения. Затем повернитесь спиной, чтобы участники не видели, на каком инструменте вы играете. Играйте на разных инструментах, давая детям возможность прислушаться и изменять движения, когда вы меняете инструмент. Попробуйте также играть на двух инструментах одновременно, чтобы дети выполняли сразу два движения (например, прыгали на одной ноге и кружили вокруг себя).

Варианты. Предложите детям играть на музыкальных инструментах по очереди. Поставьте маленьких музыкантов лицом к себе и спиною к другим участникам. Вы будете дирижером, который указывает дирижерской палочкой на тот инструмент, который должен зазвучать.

Игра «Составляем рифмы»

Цель:

- знакомство с основами рифмовки и порядком букв в алфавите;

- отработка навыков сохранения равновесия.

Оборудование: бумажная оконная штора, обои или большой лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Порядок действий. На бумажной шторе или на бумаге нарисуйте буквы алфавита.

Ход игры

Предложите участникам прыгнуть на букву, с которой начинается слово «кот». После этого попросите прыгнуть на другие буквы, с которых начинаются слова, которые рифмуются с этим словом.

Несколько вариантов простых слов, которые рифмуются:

- слова, оканчивающиеся на «ОТ»: «кот», «пот», «крот»;

- слова, оканчивающиеся на «ОЛЬ»: «соль», «боль», «моль»;

- слова, оканчивающиеся на «ОСТ»: «мост», «пост», «хвост», «рост»;

- слова, оканчивающиеся на «ОР»: «лор», «хор», «бор»;

- слова, оканчивающиеся на «АЙ»: «край», «чай»;

- слова, оканчивающиеся на «ИР»: «мир», «тир», «жир»;

- слова, оканчивающиеся на «АР»: «дар», «пар», «бар»;

- слова, оканчивающиеся на «ОГ»: «стог», «рог», «порог», «пирог»;

- слова, оканчивающиеся на «ОЛ»: «вол», «стол»;

- слова, оканчивающиеся на «ОМ»: «лом», «том», «сом»;

- слова, оканчивающиеся на «АК»: «бак», «рак», «лак», «мак»;

- слова, оканчивающиеся на «ОК»: «ток», «сок»;

- слова, оканчивающиеся на «УК»: «лук», «стук», «жук»;

- слова, оканчивающиеся на «УГ»: «плуг», «друг», «круг».

Игра «Поймай змейку»

Цель:

- развивать координацию глаз и ног, ловкость, учиться удерживать равновесие, совершенствовать свои рефлексы.

Оборудование: веревка.

Ход упражнения

Возьмите веревку за один конец, а второй пусть волочится по полу. Медленно дергайте конец веревки, который вы держите в руках, чтобы второй конец шевелился и извивался. Пусть один ребенок попытается наступить на веревку, в то время, как вы ходите по комнате и тащите ее за собой.

Насколько быстро или медленно вы будете вести веревку, зависит от вашего желания. Всегда лучше начать с простого, пока дети не поймут суть игры, а затем постепенно усложнять задачу.

Варианты. Поделите детей на пары, дайте одному из пары возможность управлять веревкой, ведь у каждого ребенка свой собственный уникальный стиль, в зависимости от которого будет изменяться и сама игра. Напоминайте тому, кто держит веревку, она все время оставаться на земле, потому что никто не сможет наступить на веревку в воздухе.