Теоретическая основа.
В дошкольном возрасте проявляется специальная одаренность, признаками которой являются особые способности к определенному виду деятельности. Как правило, способности делятся на общие и специальные.
Общие способности: наблюдательность, творческое воображение, хорошая память важны для многих видов деятельности. Специальные способности играют важную роль в конкретных видах деятельности: музыкальной, художественной, литературной.
Общие способности образуют две группы: познавательные и практические.
Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных частей и ситуаций. К таким способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их признаков. Они составляют основу умственного развития малыша. Сенсорные способности формируются с 3-4-х лет. Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, феноменах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие. Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная познавательная активность - повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке.
Важную роль в жизни человека играют способности к практической деятельности. К этой категории относятся организаторские и конструктивно - технические способности.
Организаторские способности дошкольников особенно ярко проявляются и интенсивно развиваются во время игровой деятельности. Дети с такими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому роль, наблюдательны, практичны, коммуникабельны.
Дошкольный возраст - благоприятный период для развития конструктивно - технических способностей. К ним относятся пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию. Детское конструирование - это процесс создания конструкций, в которых предполагается взаимное расположение частей и элементов, способы их сочетания.
Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования специальных способностей. Очень рано начинают развиваться музыкальные способности, которые являются достаточно многогранными. К ним относятся способности воспринимать музыку, чувствовать выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, оценивать красивое в музыке и движении, ритмичную выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможностей этого возраста. Особого внимания заслуживает способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
В дошкольных учреждениях для воспитания одаренных детей необходимо использовать индивидуальные программы с учетом особенностей детей, их наклонностей и интересов. Эти программы должны отражать междисциплинарный, развивающий характер обучения, главные идеи познания, а не совокупность конкретных фактов; способствовать развитию различных типов мышления, исследовательских умений, навыков самоорганизованности; совершенствовать средства общения и взаимодействия с людьми.
Именно поэтому возникла необходимость создания программы для работы с одаренными дошкольниками, которая предусматривает работу с детьми, педагогами учреждения и родителями детей.
Цель развивающей-коррекционной программы:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- создание у дошкольников положительного эмоционального настроя и умения освобождаться от напряжения, скованности;
- обучение коммуникативному и невербальному поведению.
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой.
Формировать у детей навыки эффективного общения.
Усовершенствовать зрительную, слуховую, тактильную память, мышление, сосредоточенность и концентрацию внимания.
Развивать творческие способности и воображение.
Обучать приемам саморелаксации, снятие психомышечного напряжения.
Технология реализации:
1. Диагностика одаренности осуществляется в три этапа:
1.1. Анкетирование воспитателей старших групп.
1.2. Анкетирование родителей.
1.3. Диагностика развития зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания дошкольников, методика «Творческая оригинальность» по Симановскому А. Е.
2. Проведение коррекционно - развивающих занятий.
3. Повторная диагностика после проведения занятий.
Участники: программа разработана для детей 5-6 лет, занятия следует проводить один раз в неделю, в индивидуальной или групповой форме, оптимальное количество - 8 детей.
Общее время: количество занятий - 10, продолжительность - 30 минут.
Формы работы: коррекционно - развивающие занятия состоят из упражнений и игр (метод игровой коррекции ролевой игры: психогимнастика, песочная терапия, арт-терапия: рисование; музыкотерапия; творческие рассказы).