Занятие №5 по развитию интеллекта у детей

Данное занятие-пятое из серии занятий коррекционно-развивающей программы психолога в детском саду по развитию интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 2 упражнений и 2 игр.

Упражнение «Где спрятан предмет»

Цель:

- осознание разницы в размерах предметов.

Примечание. Осознание разницы в размерах не происходит автоматически. Это та информация, которую мы усваиваем с помощью практического опыта. Ребенку может потребоваться некоторое время, чтобы заметить разницу в размерах или усвоить понятие «большой», «средний» и «маленький». Можно попробовать использовать язык, доступный малышу, например: «банка-папа», «банка-мама» и «банка-ребенок». Этой игрой мы развиваем визуально-пространственные навыки ребенка, сравнения и элементы логического мышления, учим продуктивно взаимодействовать с окружающими.

Оборудование: три емкости различных размеров, пустые и чистые, без этикеток; мелкие предметы, например, сухофрукты.

Ход упражнения

Расставьте на столе три пустые емкости вверх дном. Под одну из них положите мелкий предмет.

Предварительно сообщите игроку, под какую банку кладете «приз» (под большую, среднюю или маленькую).

Затем поменяйте их местами и увидите, сможет ли он выделить указанную емкость. Выделил правильно? Следовательно, получает награду и/или похвалу, а также возможность попробовать еще раз. Не угадал? Загляните вместе под другие, разговаривая и давая оценку и найдите предмет вместе: «Ага, а вот и ... (скрытый предмет)! Он был под большой банкой».

Варианты. Попробуйте прятать предметы под емкостями различных размеров и цветов. Для этого обмотайте одинаковые по размеру емкости цветной бумагой.

Упражнение «Веселые прыжки»

Цель:

- умение мысленно программировать собственные действия;

Ход упражнения

- А ты можешь подпрыгнуть и сделать в воздухе поворот? Продемонстрируйте скачок сами, повернувшись в воздухе на сто восемьдесят градусов так, чтобы приземлиться лицом в противоположном направлении.

- Ты можешь сделать прыжок на одну четверть? Приземлиться, осуществив поворот вправо или влево.

- Ты можешь сделать в воздухе полный поворот? Сделайте в воздухе поворот на триста шестьдесят градусов.

Игра «Ряд числовых дорожек»

Цель:

- тренировка зрительно-моторной координации; - формирование навыков сосредотачиваться, рассчитывать силу броска, оценивать скорость полета мяча и его траектории.

Оборудование: цветные маркеры, бумага, скотч, «мягкий мяч».

Порядок действий. На отдельных листах бумаги запишите числа от 0 до 9. Воспользуйтесь маркерами разных цветов, чтобы получилась красная единица, синяя двойка, зеленая тройка и так далее.

Развесьте листы на стене в разных местах.

Ход игры

Дайте первому игроку мяч (набивной мяч или шар из смятой газеты) и объясните, что он должен бросать мяч в указанные числа. Порядок действий варьируется в зависимости от возраста игроков и степени развитости их навыков.

- Брось мяч в красную (синюю, зеленую и т. д.) цифру.

- Брось мяч в цифру 4 (6,2,5 и т д.).

- Брось мяч в четное число.

- Брось мяч в нечетное число.

- Брось мяч в цифры, которые составляют число 8.

- Брось мяч в число, получится, если сложить 2 и 3.

- Брось мяч в число, которое получится, если от 5 отнять 3.

- Запомни последовательность цветов: красный, зеленый, синий. Брось мяч в цифры этих трех цветов в указанной последовательности.

- Запомни последовательность цифр: 2,7, 4 ... Брось мяч в эти цифры по очереди.

Варианты. Такой способ считается более сложным не только потому, что в игру вовлечено больше игроков, но и потому, что он требует больше длительной и тщательной подготовки и привносит элемент «опасности» в виде участников, стоящих за мишенью.

Разрежьте картонные коробки на несколько кусков. Как и в описанной выше игре, на кусках картона напишите цифры цветными маркерами так, чтобы каждая цифра была написана отдельным цветом.

Каждый ребенок, за исключением того, кто бросает мяч, держит перед собой лист картона. Дети выстраиваются в ряд лицом к тому, кто будет бросать.

Если, например, вы говорите: «Брось мяч в число, полученное при сложении чисел 2 и 3», то правильный ответ должен знать не только тот, кто бросает мяч, но и удерживающий картон с цифрою 5. Последнему нужно это знать, чтобы успеть защититься картоном, когда в него летит мяч.

Получить удар «мягким мячом» совсем не больно. Если некоторые дети намеренно с силой бросают мяч, не ругайте их и не мешайте им. Умение бросать быстро и сильно - хорошее умение.

Если ребенок попадает в неправильную цифру, не устраивайте из этого трагедию. Вместо этого просто отметьте что-нибудь позитивное: «Хороший бросок. Отличная попытка». Или: «Ты правильно уловил идею, но цифра 4 находится совсем не там. Брось мяч в эту цифру. Совершенно верно!».

Можно приклеить цифры скотчем к полу и давать детям аналогичные указания, только при этом они не бросать мяч, а прыгать на нужные цифры

Игра «Кенгуру с мячиками»

Цель:

- развитие внимания, ловкости, навыков пространственного ориентирования (умение не сталкиваться или, наоборот, сталкиваться с другими участниками);

- укрепление мышц нижней части тела при прыжках с зажатым между коленями мячом;

- отработка навыков использования различных групп мышц.

Оборудование: «мягкие мячики» (изготовленные из смятых газет или целлофановых пакетов и обмотанные клейкой лентой) или готовые мячики из поролона.

Ход игры

В начале игры мячи кладут на пол перед участниками. Игроки зажимают их коленями. После этого, пытаясь удержать мячи, прыгают по комнате, как кенгуру. Стоит предложить участникам выполнять при этом различные типы прыжков:

- короткие;

- длинные;

- прыжки боком;

- быстрые;

- медленные;

- прыжки через различные предметы.

По желанию игроков можно предложить посчитать количество прыжков, не уронив мяч.

В первоначальном варианте дети стараются не сталкиваться друг с другом, чтобы не упустить мяч. В другом варианте предложите им толкать (не сильно) друг друга бедрами, чтобы удержать собственный мяч, но заставить соперника упустить свой.