Занятие №6 по развитию интеллекта у детей

Данное занятие-шестое из серии занятий коррекционно-развивающей программы психолога в детском саду по развитию интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 2 упражнений и 2 игр.

Упражнение «Буквы»

Цель:

- способствовать развитию элементов логического мышления, совершенствовать понятийный аппарат и упражняться в чтении.

Оборудование: бумага.

Подготовительный этап. Нарвите или нарежьте несколько узких прямоугольников и немного кругов. Круги разрежьте на половинки, а прямоугольники - на полоски разной длины.

Ход упражнения

С помощью кусочков бумаги составляйте различные буквы алфавита. Дети с восторгом и удивлением обнаружат, что из этих маленьких кусочков можно составить практически все буквы. Если дети только учат алфавит, первую букву, например, составьте сами.

Отвлекитесь, пока они будут составлять букву, а затем посмотрите и назовите ее. Можете меняться ролями.

Рекомендации. Составляйте короткие слова типа «кот» и «рот», «лак» и «мак», в которых, поменяв только первые буквы, можно получить при этом другое слово.

Игра «Найди пустое место»

Цель:

- развитие представления о пространственном расположении предметов.

Ход игры

В этой игре дети учатся понимать, куда движутся они сами, а куда движутся другие, чтобы избежать столкновения. Это требует осознания пространства и своего места в нем относительно других объектов.

Каждый участник находит себе партнера. Один из них играет роль «машины», второй - «водителя». Водитель кладет руки на талию «машины» и ведет ее по помещению. При условии, что все водители едут одновременно, главная задача - не врезаться в другие машины. А сделать это можно, «заезжая на пустое место». Как дополнительное развлечение, можно показать детям, как издавать интересные автомобильные звуки. Затем участники меняются ролями.

Варианты. Соедините вместе несколько групп, формируя два или более поезда. Ребенок во главе поезда будет «машинистом». Цель машиниста - находить пустое пространство и тянуть туда поезд.

Когда игра закончена, поинтересуйтесь, что детям понравилось больше - быть водителем или «машиной»: они предпочитают контролировать процесс или давать другим возможность принимать решения? Или обе роли понравились одинаково? И в первой роли, и во второй есть полезное, однако всегда интересно знать о детских мыслях и переживаниях.

Упражнение «Математическая история»

Цель:

- учить детей счету от одного до десяти, дать понять, что «один» означает один предмет, «два»-два предмета и так далее;

- совершенствовать операции сложения и вычитания.

Рекомендации. Начните историю с одного человека и постепенно добавляйте других, тем самым вводя понятие добавления.

Ход упражнения

Маленькая девочка Аня собиралась идти в новую школу. Она никого не знала и боялась, что не сможет завести новых друзей. И вот она придумала план.

Если у нее появится один друг (подведите к «Ане» одного ребенка) и у него будет один друг (подведите еще одного ребенка), тогда у девочки будет два новых друзей. Давайте посчитаем их: 1,2.

Так, если у второго друга тоже будет один друг (подходит еще один ребенок), тогда у Ани будет трое новых друзей. Давайте посчитаем их: 1,2,3.

И так далее, в зависимости от того, какую практику счета вы хотите устроить для детей и сколько детей (или кукол) у вас есть. Закончить можно такими словами:

«Поэтому маленькая девочка больше не переживала, ведь у нее было ДЕСЯТЬ (или любое другое число) новых друзей».

А теперь, если хотите, введите понятие вычитания.

Поиграв немного, один друг собрался идти, поскольку ему нужно было на уроки танцев (один ребенок идет), так что у Анны осталось трое друзей. Давайте посчитаем их: 1,2,3. После этого еще одному другу пришлось пойти на тренировку (идет еще один ребенок), и у Ани осталось двое друзей. Давайте посчитаем их: 1,2. Затем последовал еще один друг, ему нужно было сидеть с маленькою сестренкой (идет еще один ребенок), и у Ани остался один друг. Давайте посчитаем, сколько осталось друзей: 1.

Аня и ее новый друг играли до самого вечера, ведь иметь даже одного друга - это очень и очень хорошо!

Игра «Буквенные классики»

Цель:

- учить распознавать буквы, запоминать алфавит, сохранять равновесие, развивать моторику.

Оборудование: ненужные куски обоев, маркер (мел), мячик.

Подготовительный этап. На куске обоев нарисуйте классики с буквами. Это также можно сделать на асфальте мелом. В квадратах вместо цифр изобразите буквы.

Ход игры

Игроки по очереди бросают мяч в те буквы, которые вы или кто-то другой из детей называет. Затем игрок должен проскакать на одной или двух ногах остальные буквы, дойти до названной, обернуться вокруг себя и вернуться обратно.

Варианты:

- широкий прыжок со старта до указанной буквы, если она находится недалеко;

- поочередные прыжки с гласных на согласные (для старших детей, при условии, что они уже знают или понимают эти понятия).