Цель:
- развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, воображение, речь, саморегуляцию;
- развивать зрительную, слуховую, двигательную память;
- закрепить у дошкольников знания об эмоциональных состояниях людей.
Материалы: школьный звонок; карточки: «Эмоции», «Корректурная проба», «Геометрические фигуры», «Школьные принадлежности».
Ход занятия психолога в детском саду
1. Приветствие (3 мин.)
Цель: установить положительный эмоциональный контакт.
- Дети поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки. Станьте в круг и поговорите друг с другом. Передаем улыбку и говорим: «Саша, я рад тебя видеть, ты сильный!» и т.д.
- Дети к нам сегодня пришла Королева знаний. Она хочет вас пригласить в Страну знаний, но вы должны ответить на вопросы.
1) Куда идут дети 1 сентября с родителями?
2) Зачем они туда идут?
3) Зачем детям нужно учиться?
4) Продолжите предложение: «В школе я научусь ... (писать, считать, читать, рисовать, фантазировать)».
5) А вы хотите пойти в школу? Зачем?
6) Какие уроки в школе вы знаете?
Звучит музыка и дети по кругу идут в Королевство знаний. Один ребенок показывает жест, а все остальные воспроизводят.
Психолог. - Дети угадайте, пожалуйста, загадку.
Завтра с утра в первый раз
Я иду в первый класс.
Но я еще никогда не собирал.
.... в школу (портфель).
Игра «Собери портфель» (5 мин.)
- Сейчас мы с вами будем собирать портфель в школу.
Задание.
Психолог называет разные предметы, если дети считают, что названная вещь необходимая в школе, они хлопают в ладоши. Выбор следует обосновать.
Психолог. - Спасибо вам за помощь.
- Дети, в школу мы должны взять с собой хорошее настроение.
Упражнение «Цветок эмоций» (3 мин.)
Задание.
- Дети, выберите, пожалуйста, карточку с изображенной эмоцией или чувством, назовите и прикрепите ее на цветочек.
(Дети по очереди выбирают карточку, называют эмоциональные состояния: радость, покой, удовлетворение, удивление, доброта, любовь, и прикрепляют с помощью прищепок на цветок.)
Раздается звонок.
Психолог: «Звенит, звенит школьный звонок.
Нас зовет он на урок».
- Дети, Королева знаний приглашает вас на урок математики.
Упражнение «Корректурная проба» (7 мин.)
Садитесь за столы, возьмите карточки и рассмотрите их.
- Что нарисовано на них?
- Да, геометрические фигуры.
Задание.
- Найдите все треугольники и вычеркните их горизонтальной линией, сверху донизу. (Начинать нужно с первой строки)
- Найдите все квадраты и вычеркните их горизонтальной линией слева направо.
Но сначала мы с вами сделаем пальчиковое упражнение.
Пальчиковое упражнение «Колобок».
Вот такой высокий дом,
Крыша треугольная на нем.
Окна открываются,
Двери запираются.
Из трубы идет дымок.
Печет баба колобок.
Психолог. - Проверьте, пожалуйста, себя, а потом друг друга.
- Молодцы дети, вы были внимательны.
- А сейчас Королева знаний приглашает вас поиграть
Подвижная игра «Геометрические фигуры»
Задание.
- Дети, я показываю карточку с нарисованной геометрической фигурой, а вы выполняете какое-то движение:
квадрат - руки в сторону,
круг - руки вверх,
треугольник - руки вниз.
(Раздается спокойная музыка.)
Психолог. - Королева знаний вам благодарна за вашу внимательность и дарит вам смайлики за хорошую работу.
Дети, сейчас перемена и мы с вами поиграем.
Игра «Скажи наоборот» (5 мин.)
Задание.
Дети становятся в круг, психолог бросает мяч и называет слово. Ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово наоборот, которое имеет противоположное значение названному.
День - ночь, осень - весна, белый - черный, горячий - холодный, сильный - слабый, добрый - злой, большой - маленький, учитель - ученик.
Психолог. - Молодцы, ребята, какие вы умные.
Королева знаний приглашает вас на урок окружающего мира.
Упражнение «Найди лишнее животное» (5 мин.).
Задание.
- Возьмите карточки, рассмотрите их. Назовите животных, которые нарисованы. Найдите лишнее животное в каждой строке. Почему оно лишнее? Как одним словом можно назвать остальных? (Дикие животные. Домашние животные.)
- Рассмотрите следующее задание. Что забыл нарисовать художник? Выберите нужные предметы из желтого квадратика. Обоснуйте свое мнение.
А сейчас Королева знаний предлагает поиграть в игру.
Игра «Кем будет, кем был» (5 мин.)
Задание.
Психолог называет детенышей животных, а дети говорят кем они будут, когда вырастут.
Жеребенок - лошадь,
теленок - корова,
поросенок - свинья,
зайчонок - заяц,
ягненок - овечка,
цыпленок - петух, курица,
щенок - собака.
Психолог называет животное или птицу, а дети называют его детеныша.
Гусь - гусенок,
утка - утенок,
петух - цыпленок и тому подобное.
Психолог. - Молодцы дети, вы сообразительные и умные. Королева знаний дарит вам смайлики за хорошую работу.
Дети на перемене мы с вами поиграем в игру «Веселый мяч» (5 мин.)
Задание.
Дети быстро передают мяч и выполняют команды психолога.
Ты катись веселый мяч,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мяч?
Тот считает ... (приседает, прыгает, танцует, рассказывает стишок.)
Психолог. - Как быстро мы справились и с этим заданием.
- Королева знаний приглашает вас на урок труда.
Упражнение «Сложи кормушку для птиц (3 мин.)
- Дети, какое сейчас время года?
- Зима, да. А как вы думаете, нашим птицам сейчас радостно или нет? Почему?
- А как мы можем им помочь? Да, изготовить кормушки.
Задание.
- Сейчас каждый из вас с помощью счетных палочек изготовит кормушку для птиц по образцу. (Психолог показывает образец, дети запоминают его и выкладывают кормушку по образцу.)
- У вас здорово получилось! Королева знаний вам очень благодарна и дарит каждому ребенку смайлик за хорошую работу.
- А мы составим для нее волшебные цветы и подарим на память о нашем занятии.
Упражнение «Цветок-подарок» (3 мин.)
Задание.
Каждый ребенок создает по своему замыслу состоящий из счетных палочек цветок-подарок и называет его.
Прощание с Королевой знаний и пожелания для всех.
Психолог. А мы с вами возвращаемся в детский сад и на нашем пути встретился водопад.
Упражнение «Водопад» (3 мин.)
Цель: уменьшить психологическое напряжение, умение расслабляться, развивать творческое воображение.
Психолог включает музыкальный светильник «Водопад».
(Раздается спокойная приятная музыка.)
- Закройте глаза и представьте, что вы стоите под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает литься дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омыть вас.
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания.