Цель:
Создать психологически непринужденную атмосферу для комфортного общения детей и взрослого, снятия напряжения мышечных зажимов, гармонизации отношений между детьми.
Развивать умение контролировать импульсивные действия, управлять своим телом, выполнять инструкции, соблюдать правила общения.
Методические приемы:
- Беседы, направленные на гармонизацию общения;
- Музыкотерапия;
- Цветотерапия;
- Упражнения на развитие волевой регуляции;
- Игры на концентрацию внимания;
- Упражнение на дыхание;
- Психологическое тестирование.
Материалы: магнитная доска, магнитофон, цветные ладошки, разноцветные лепестки, предметные карточки
Ход занятия психолога с гиперактивными дошкольниками
1.Вступление.
Цель: создание психологически непринужденной атмосферы.
Дети становятся в круг, держатся за руки, дарят друг другу улыбку, с помощью стихотворения желают всем добра.
2. Упражнение «Мое настроение».
Цель: активизировать детей к проявлению внутренней психологической активности.
Дети, стоя в кругу, выражают свои мысли относительно своего настроения.
3. «Правила радостного общения».
Цель: сориентировать детей на другой субъект, развивать восприимчивость, симпатию.
Дети вспоминают правила общения между собой:
- Не перебивать;
- Никого не обижать;
- Всем помогать;
- Улыбаться, быть вежливыми;
- Говорить друг другу комплименты;
- Если сделал что-то плохое - извиниться;
- Мириться.
4. Упражнение «Какого цвета мое настроение, на что он похоже».
Цель: способствовать развитию самопознания, выражение своих чувств.
Дети подходят к столу, где находятся разноцветные лепестки, выбирают лепесток который соответствует их настроению и составляют «Цветок настроения».
Психолог объясняет значение каждого цвета. Затем дети высказывают мнение, на что похоже их настроение, выбирают определенную карточку.
5. Игра «Интервью».
Цель: Развивать осознание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои мысли.
Дети отвечают на вопрос:
«Когда бывает весело, радостно ....»;
«Когда бывает грустно ....».
6. Игра «Запрещенное движение».
Цель: развивать скорость реакции, умение соблюдать правила игры.
Дети стоят лицом к ведущему, под музыку дети повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Дети по очереди выполняют роль ведущего.
7. Упражнение «Цветные ладошки».
Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умение действовать по правилам.
Дети стоят лицом к ведущему. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалку» - можно бегать, прыгать, кричать; желтую ладошку «шепотилка» - можно тихо передвигаться и шептать, на сигнал «молчанка» - синяя ладошка - дети должны замереть на месте и не двигаться.
8. Упражнение «Возьми себя в руки».
Цель: побуждать детей учиться умению контролировать импульсивные действия.
Психолог объясняет, что если дети чем-то обеспокоены, взволнованы, сердиты - хочется кого-то ударить, толкнуть, что-то разбрасывать, есть очень простой способ, чтобы взять себя в руки надо обхватить ладонями свои локти и сильно прижать руки к груди.
9. Музыкотерапия.
Цель: развивать эмоциональное ощущение музыки, творческого воображения и умения рассказать о своих чувствах.
Дети слушают музыкальный фрагмент и делятся впечатлениями о том, какие чувства вызвал характер музыки.
10. Упражнение «Спаси птенца».
Цель: формировать уверенность, умение прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Дети представляют что у них в ладонях маленький, беспомощный птенец. Они его согревают своим дыханием, отдают свою любовь и тепло. Затем, когда он мысленно оживает, его выпускают на свободу (разжимают ладони, поднимая их вверх) и видят, как птенец радостно взлетает.
11. Упражнение «И я ...»
Цель: расширить представление детей о мире человеческих чувств. Развивать умение и желание дарить тепло друзьям и любовь родным людям.
Психолог предлагает детям закончить предложение:
- Бабушка заболела, и я ....
- Маленький братик не может уснуть и я ....
- Упала сестренка и я ....
- Папа ремонтирует стул и я ....
- Дедушка отдыхает и я ....
- Мой друг печальный и я ....
- Приближается мамин праздник и я ....
- У меня есть конфеты и я ....
12. Упражнение «Психологическая похвала».
Цель: обеспечить положительную психологическую атмосферу в группе, удовольствие.
Я хороший, ласковый ребенок
И приветливый, добрый, интересный.
Я никогда не скучаю, я всем дарю радость.
13.Релаксация «Искорка доброты».
Цель: обучение детей приемам саморасслабления.
Психолог предлагает детям закрыть глаза, представить что от тепла их дыхания в ладошках появляется маленькая, теплая и ласковая искорка доброты, которая согревает их. Предлагает дунуть на нее и подарить искорку доброты всем присутствующим людям, а затем открыть глаза и улыбнуться.
14. «Прощание».
Дети образуют столбики из своих кулачков и с улыбкой говорят: «Всем, всем до свидания».