Цель занятия: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера, успокоение детей, обучение их приемам саморегуляции; тренировка, которая заключается в смене напряжения и расслабления мышц; гармонизация личности ребенка, профилактика невротического поведения.
Форма организации детей: групповая
Оборудование: карандаши, мяч, вырезанные из картона разноцветные картинки, вырезанные из картона три кружочка: красный, желтый и зеленый.
Ход занятия психолога в старшей группе детского сада
Вступительная часть
Дети, сейчас мы с вами отправимся в волшебное путешествие, загадочное и интересное, а путешествовать мы будем мечтая.
Психолог: Нравится ли вам мечтать?
Дети - Да.
П - О чем вы мечтаете?
(Дети рассказывают, о чем они мечтают)
Тогда, давайте начнем наше увлекательное путешествие. Предлагаю для начала поиграть в интересную игру «Назови свое имя», чтобы ближе с вами познакомиться. Тот, кому я бросаю мяч, выходит в центр круга, называет свое имя, а я буду за ним повторять, тогда я предлагаю начать первым. Психолог выходит в центр круга и называет свое имя
П - Елена Николаевна
Д - Повторяют имя психолога. И так по очереди все дети называют свое имя.
П: Хорошо, молодцы. А теперь пора отправляться дальше, закрываем глаза и переносимся в страну дождя
Основная часть
П: Дети, а какое сейчас время года?
Д: Осень
Психолог: Молодцы, правильно. Осень - это пора, которая богата на разные цвета, а холодно ли сейчас на дворе?
Д: Да
П: Вот так и цвета, они бывают теплыми и холодными. К теплым цветам мы можем отнести такие как желтый, оранжевый, красный – это цвета которые поднимают нам настроение, дают ощущение радости, покоя. Но есть и холодные цвета, голубой - как тучки на небе, серый, эти цвета символизируют наше настроение, когда нам бывает грустно
Осень - пора перемен, когда погода меняется очень часто, из теплого солнечного утра в пасмурный, а то и дождливый серый день.
П: Дети, а вы любите дождь?
Д: Нет.
П: А хотите, чтобы дождь вам понравился?
Д: Да.
П: Тогда я предлагаю поиграть в следующую игру. Я держу за спиной тучки разного цвета. А вы с закрытыми глазами не подглядывая попробуйте назвать мне нужный цвет (дети по очереди называют цвета).
Психолог. Ну что детки, молодцы, переходим к подвижным играм. Дети, а вы любите кричать?
Дети: Да!
Психолог: Кричать это хорошо, но, когда это нужно, сейчас мы попробуем покричать.
Дети кричат.
П: Стало ли вам легче детки?
Д: Да,
П: Молодцы, но помните, что кричать просто так и по любому поводу плохо, так как вы можете потерять голос.
Покричали, успокоились, а теперь я предлагаю вашему вниманию еще одну интересную игру (психолог показывает светофор)
П: Что это?
Д: Светофор.
П: Правильно
П: А кто знает правила, на какой свет нужно переходить дорогу?
Д: Зеленый
П: А на какой свет нельзя переходить дорогу?
Д: На красный
П: Молодцы
Тогда, мы с вами побегаем, но бегать будем по правилам и вот по каким (психолог показывает 3 кружочка). Кружочек красного цвета указывает на то, что нельзя двигаться: кружочек желтого цвета - можно хлопать в ладошки, стоя на месте, кружочек зеленого цвета – можно бегать. Главное быть внимательными и соблюдать правила.
После того как мы определились с правилами дорожного движения, можно расслабиться и перейти к более спокойным упражнениям.
Упражнение «Пирамида любви»
Цель: понять важность каждой личности, помочь в развитии самосознания, поддерживать положительный настрой в группе.
Дети становятся в круг
Психолог: Каждый из вас что-то или кого-то любит. Я люблю...Расскажите и вы, кого и что вы любите. А сейчас мы построим пирамиду любви из наших рук. Я назову того, кого люблю и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть того, кого он любит и класть свою руку (дети строят пирамиду любви).
Психолог: Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно этот состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любим и нас любят.
Дети, а теперь снова станем в круг. Мы поиграем в игру «Я люблю...». Тот, кому я бросаю мяч, называет свое любимое животное.
П: «Мое любимое животное – кошка»
Д: «Мое любимое животное – собака»
И так все по очереди называют свое любимое животное. Теперь мы будем называть свое любимое блюдо.
П: «Мое любимое блюдо – жареная картошка». Бросает мяч ребенку
Д: «Мое любимое блюдо – макароны». И так все дети называют свое любимое блюдо.
Заключительная часть
Психолог, ну что, детки, после игр, веселых развлечений и занятий пришла пора отдыха, мы делаем последнюю остановку в стране «отдыха». Звучит медленная, приятная музыка, шум океана. Дети ложатся на коврик, закрывают глаза и расслабляются.
Психолог: Дети, вы оказались на берегу океана. Вы лежите на берегу и слушаете шорох волн. Вы расслаблены, дышите свободно. Вы ощущаете глубокий покой, сделайте вдох-выдох. Подняли правую руку, опустили. Подняли левую руку, опустили (то же самое с ногами). Вы расслаблены, чувствуете тепло. А теперь откройте глаза. Медленно поднимаемся.
Дети, наше занятие закончено. Спасибо вам, что вы были внимательными.