Коррекционно-развивающее занятие психолога: «Вина и стыд»

Цель: знакомство дошкольников с новыми эмоциями: виной и стыдом, их графическим изображением; учить детей соотносить поступок и эмоцию с помощью мимики, жестов, поведения, интонации.

Оборудование: пиктограмма «вины и стыда», мяч, рассказы В. А. Сухомлинского «Именинный пирог», рисунки мальчиков и девочек.

Ход занятия психолога с дошкольниками

Приветствие

Мы собрались поиграть:

Мы веселые котята,

Поздороваемся: «Мяу!»

Здесь телята подошли

И всем сказали: «Муу».

Мы с другом все пошли,

Щенков маленьких нашли!

Поздороваемся, друзья:

«Тяф-тяф-тяф»

Молодцы!

Демонстрация пиктограммы вины и стыда

занятие психолога, занятие с дошкольниками вина, занятие с дошкольниками стыд, занятие психолога в детском саду, коррекционно-развивающее занятие психолога 

Беседа по рассказу В. А. Сухомлинского «Именинный пирог»

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.

Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

- Почему? – удивилась мама.

- У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Вопросы к детям по произведению:

Почему девочка стеснялась своей бабушки?

Девочка чувствовала ли вину за свой поступок?

Упражнение «Доброе животное»

Дети берутся за руки и представляют, что они – одно животное. Давайте прислушаемся, как оно дышит. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь послушаем, как бьется его сердце. Сделаем шаг вперед, стук – шаг назад. Еще раз стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

Игра «Мне было стыдно, когда ...»

Дети должны продолжить предложение «Мне было стыдно, когда...». Игра проводится в кругу с мячом.

Упражнение «Проблемные ситуации»

Психолог предлагает детям две истории.

Мальчик играл во дворе в футбол очень близко от дома. Ему объяснили, что мяч может попасть в окно и разбить его. Но мальчик не послушался. Через некоторое время он неудачно бросил мяч и, действительно, попал в окно. Стекло разбилось.

Мальчик хотел помочь маме мыть посуду. К полке, где стоял чайный сервиз, он не смог дотянуться, поэтому решил воспользоваться стулом. Он аккуратно подставил стул и поставил мытую посуду на полку. Когда начал слезать со стула, задел чайник, он упал и разбился.

- Скажите, пожалуйста, в какой ситуации мальчик был действительно виноватым, а в какой – его чувство вины было необоснованным. Почему?

Упражнение «Изобразим вину и стыд»

Психолог предлагает детям рассмотреть рисунки с лицами девочек и мальчиков, у которых отсутствуют эмоции. Дети должны дорисовать на рисунках эмоцию вины и стыда.

Прощание

Дети стоят в кругу, держатся за руки и произносят: «Всем, всем, до свидания!».

Рефлексия занятия

- Что на занятии больше всего понравилось?

- Какие эмоции вы испытываете сейчас?