Семинар-тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения». Часть 3

Семинар-тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения».

Часть 1

Часть 2

БЛОК 3: Профилактика. Психологическая помощь. Самопомощь.

Тренинг № 1. Психологическая поддержка.

Занятие начинается с выработки правил работы в тренинговой группе:

Психолог: «Сегодняшнее занятие, как и все последующие, будет проходить в виде тренинга. Круг, в котором мы сейчас сидим, это пространство тренинга  - рабочее пространство нашей группы. На основе общения друг с другом в этом пространстве мы будем узнавать себя, исследовать свои желания, потребности, возможности. Чтобы наше общение было эффективным, необходимо следовать нескольким простым правилам взаимодействия.

Правило «Я-высказываний»:

Каждый говорит любую фразу только от своего имени. Для более откровенного общения во время занятий необходимо отказаться от обезличенной речи и заменить высказывания типа «Большинство людей считает….» «Некоторые из нас думают…», на такое «Я думаю…», «Я считаю…».

2.Общение по принципу «здесь и теперь»

Тренинг помогает каждому его участнику увидеть себя со стороны, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого в даны момент, или о том, что происходит  в группе.

Добровольная активность

Все работают только на добровольных началах и проявляют добровольную активность.

Искренность в общении

Во время работы группы участники тренинга говорят только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то они молчат.

Правило «Стоп»

Каждый имеет право остановиться в своих высказываниях. Любой может отказаться отвечать на вопросы, затрагивающие болезненные для него темы.

Конфиденциальность

 Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.

Недопустимость непосредственных оценок человека

При обсуждении происходящего в группе нельзя оценивать участников и их действия без их согласия

Уважение к говорящему.

Когда высказывается кто-либо из членов группы, все его внимательно слушают, дают человеку возможность сказать то, что он хочет. И лишь после задают свои вопросы, благодарят его или спорят с ним.

Упражнение № 1. Знакомство с группой:

Все образуют круг и по очереди представляются, лучше по именам. Это сразу же устанавливает равный стартовый эмоциональный уровень. (снежный ком, клубочек с нитками, волшебная полочка и т.д.)

Упражнение № 2. Психолого-энергетическая зарядка:

Игра-импульс «Пианино»

Каждый участник игры кладет ладони на колени другим членам группы слева и справа от себя, затем ритмически ударяет по коленям.

Игра «Баржа»

Представьте, что мы в порту работаем грузчиками и нам надо загрузить баржу вещами на букву «Б» (или на любую другую букву). Я гружу ее «булками» (говорит ведущий и кидает мяч кому-нибудь из присутствующих), а чем грузите вы? Тот, кому кинули мяч, говорит, чем грузит баржу он и кидает мяч другому участнику группы». Все повторяется до тех пор, пока ведущий не поймет, что группа готова начать занятие.

Игра «Заряд энергии»

Все участники тренинга берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).

Упражнение № 3. Оказание психологической поддержки в группе:

Цель: научить принимать и оказывать психологическую поддержку в  группе, сформировать позитивную мотивацию  к общению, создать групповую атмосферу, развить внимание к своему собственному состоянию.

«Ладошки»

Все закрывают глаза и кладут руки на колени ладонями кверху, тот, к чьим ладоням прикоснулись, открывает глаза, встает, подходит к любому участнику группы, прикасается к его ладоням, садится на его место и снова закрывает глаза. Тот, кто встал, выбирает другого игрока и т.д. Игра заканчивается по сигналу ведущего. Если ведущий тренинга один, он не закрывает глаза, а следит за ходом игры.

После игры обязательно проводится рефлексия. Вопросы для рефлексии:

Удалось ли в течение игры не открывать глаза, кроме тех случаев, когда это было положено по правилам?

Комфортно ли было длительное время сидеть с закрытыми глазами?

Изменилось ли внутренние ощущения и переживания до и после прикосновения чьих-либо рук?

«Щепка на реке»

«Водящий – щепка закрывает глаза и плывет по течению «реки». «Щепка» сама выбирает направление и скорость движения. Она может плыть совсем не касаясь «берегов» или вдоль одного «берега», или переплывая от одного «берега» к другому. Когда «река» заканчивается, крайний человек аккуратно ставит «щепку» к одному из «берегов». Задача «берегов» – страховать «щепку», чтобы ее не выбросило на «берег».

1-й этап. Группа рассчитывается на «первый», «второй» и встает в две колонны на расстоянии трех метров одна от другой. Колонны – это «берега реки». Те кто образуют «берега» выставляют руки вперед для подстраховки «щепки». Начинает игру ведущий. Затем «щепкой» становится следующий участник.

2-й этап. Затем берега делают по шагу навстречу друг другу и встают настолько плотно, чтобы едва мог пройти человек. В этой части упражнения также по очереди участники становятся «щепками» и закрывают глаза. Но в отличие от первой части упражнения, теперь «щепка» полностью пассивна. Те, кто изображают «берега», передают щепку из рук в руки и так докатывают ее до конца.

После игры обязательно проводится рефлексия. Вопросы для рефлексии:

В какой из «рек» «щепка» чувствовала себя комфортнее: в широком или узком?

Что именно было некомфортно и в какой реке?

«Волшебный стульчик»

Цель - формирование положительного образа другого человек.

«Нужно подойти к человеку, сидящему на волшебном стуле, положить ему руки на плечи и сказать ему что-нибудь хорошее.

Ведущий ставит в центр круга «волшебный» стул и тому, кто на нем сидит, говорят комплименты. По желанию участники группы садятся на стульчик. Если кто-то нарушит правило и скажет что-то плохое о том, кто сидит на волшебном стуле, его наказывают и временно сажают вне общего круга.

«Медитация»

Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.

«В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня».

«Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).

Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).

Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза).

Сделайте глубокий вдох (пауза).

Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).

Включается магнитофонная запись.

Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).

Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.

Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, застя бежать все быстрее (пауза).

Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).

По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).

Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.

Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.

Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.

Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).

Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.

Спасибо всем за плодотворную работу!!!

Удачного продолжения рабочего дня!!! 

Тренинг № 2. Познаем себя

Тренинг № 3. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния

Тренинг № 4. Релаксационные упражнения (техника напряжения и расслабления)

Тренинг № 5. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Тренинг №6. Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.